Труба в обход Босфора


Что даст Европе и России новый маршрут транспортировки нефти

Русские любят говорить про себя, что они долго запрягают, да быстро ездят. В случае с трубопроводом Бургас-Александруполис запрягали и в самом деле долгонько – целых 13 лет. Но вина за столь продолжительные сборы лежит отнюдь не на русских. Напротив, все эти годы Москва лоббировала указанное направление как самое короткое и наиболее приемлемое для обхода босфорско-дарданельского «бутылочного горлышка».*

И вот в марте в греческой столице страны-участницы этого проекта подписали межправительственное соглашение, давшее «зеленый свет» долгожданному строительству. В церемонии подписания приняли участие президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Греции Константинос Караманлис и глава правительства Болгарии Сергей Станишев. Соглашение подлежит обязательной ратификации парламентами трех стран. Строительство трубопровода начнется сразу после завершения всех парламентских процедур.

Конечно, цыплят по осени считают, но уже сейчас можно примерно прикинуть, кто и что получит от строительства новой трансбалканской трубы.

Выгоды Греции и Болгарии абсолютно очевидны. Они не только на длительную перспективу избавляются от дефицита нефти, но и станут получать транзитные сборы. Речь, при этом, идет о десятках миллионов долларов.

Не окажутся в обиде и другие государства. Судя по всему, Македония уже договорилась с Болгарией о том, чтобы протянуть нитку через Южную Болгарию к своей столице Скопье, а дальше – на север, к границе с Сербией. Сообщалось, что в феврале уже было согласовано техническое задание по этому проекту. Это значит, что нефтепровод Бургас-Александруполис будет связан с греческо-македонско-сербским нефтепродуктопроводом Эгейское море-Дунай. По некоторым данным, «Газпром» уже договорился с Сербией о сооружении новой нитки газопровода Благоевград (Болгария) – Димитровград – Ниш – Белград с веткой опять-таки в Скопье.

Через Белград новая артерия может быть увязана с газопроводами Хорватии и Словении. А у тех есть стыковки с трубопроводной сетью Италии и Австрии, откуда прямая дорога в Швейцарию и Германию. С другой стороны, газопровод, связывающий Болгарию и Сербию, соединится также с ответвлением от магистрали «Голубой поток» (через европейскую часть Турции), о сооружении которого недавно договорились Россия и Турция. Анкара в счет этого строительства и транзита будет получать дополнительный российский газ.

За всем этим, так или иначе, проглядывают контуры нового трубопроводного коридора в Европу, который способен стать серьезной альтернативой маршрутам из Прикаспийского региона и Средней Азии, намеренно прокладываемым в обход России.

Европейский Союз, верный избранной им политике диверсификации источников энергоносителей, не высказал против этого проекта никаких возражений. Более того, Андрис Пиебалгс, член Европейской Комиссии, отвечающий за энергетическую политику, приветствовал подписание упомянутого соглашения. По его мнению, открытие нового маршрута значительно уменьшит заторы, возникающие при морской транспортировке нефти по перегруженным черноморско-эгейским проливам. Таким образом, снизятся и экологические риски, вызываемые подобными перевозками.

«Исходя из роста интенсивности мореплавания в Черном море и увеличения экспорта нефти из этого региона, чрезвычайно важно считать наивысшим приоритетом альтернативные возможности транспортировки – трубопроводные», – отметил он.

А есть ли у нового проекта противники, скрытые или явные? Если отбросить ухищрения, то все же придется признать: конкуренты у этой «нитки», безусловно, наличествуют. И немало.

Начнем с Турции, которая с 1995 года ограничила танкерное судоходство по проливам, введя собственные правила транзита, в чем некоторые эксперты усматривают нарушение международных конвенций, подписанных в Лозанне в 1925 и в Монтрё в 1936 году. Россия несет от этого весьма весомый ущерб, по некоторым оценкам, превысивший 1 миллиард долларов.

Кроме того, ограничивая судоходство в проливах, Турция не только печется о сохранении экологического баланса, но и заботится о собственной прибыли.

Никто не спорит с тем, что нефтепровод Баку-Джейхан соединяет бассейн Каспия со Средиземноморьем и Суэцким каналом по кратчайшему пути. Но ему, чтобы не оставаться «сухим», нужно больше нефти. И чем ее больше, тем выше транзитные доходы Турции и, конечно, меньше нагрузка на проливы. Вот почему Анкаре ни к чему широко открывать проливы для каспийской и российской нефти из Новороссийска и Туапсе в Средиземноморье. Естественно, от всех этих ограничений терпит убытки и неудобства отнюдь не одна Россия, поэтому обходных трубопроводов напроектировали немало.**

А хватит ли нефти для новой трансбалканской нитки? Глава российской компании «Транснефть» Семен Вайншток продемонстрировал уверенный оптимизм: «сухой» эта труба не останется.

Причем, речь не идет о пресловутом административном ресурсе, в злоупотреблении которым подчас любят попрекать государственные компании: дескать, прикажут из Кремля и нефти будет сколько надо. После подписания соглашения В.Путин сказал, что «это дает возможность задуматься о расширении поставок через РФ дополнительных объемов из каспийского региона». Это может значить только одно: Россия намерена дать «добро» на увеличение мощностей «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК), эксплуатирующего нефтепровод от Тенгиза (Казахстан) до Новороссийска. Прежде Москва противилась увеличению прокачки с 31 до 67 миллионов тонн в год из-за разногласий в тарифной политике. А пренебречь мнением российской стороны, которой в этом консорциуме принадлежит 24%, никак нельзя. Если такой размен – увеличение прокачки в обмен на обеспечение загрузки новой нитки – состоится, то о судьбе трубы Бургас-Александруполис можно не беспокоиться.

Итак, запрягали и в самом деле долго, но результат для России пока выходит вполне позитивный. Не будучи страной-транзитером, РФ все же ухитрилась получить контрольную долю в проекте, не сделав каких– либо дополнительных уступок партнерам – Греции и Болгарии. И, конечно, сооружение нового нефтепровода до некоторой степени позволит решить то и дело обостряющиеся проблемы поставки российских энергоносителей в страны Западной Европы.

Сергей ЛОГАЧЕВ

* Нефтепровод Бургас-Александруполис пройдет по территории Греции и Болгарии. Пропускная способность нитки протяженностью 285 километров составит 35 миллионов тонн в год, причем позже ее можно увеличить до 50 миллионов. Стоимость строительства оценивается примерно в миллиард евро.
Доля российской стороны в проекте составит 51%. В рамках этой доли российские НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» (дочерняя структура «Газпрома») и АК «Транснефть» создали объединенную компанию ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас-Александруполис». В международную проектную компанию, кроме российских участников, войдут с болгарской стороны – проектная компания «Бургас-Александруполис БГ», с греческой – «Элленик петролеум», «Траки» и правительство Греции. Объем прокачки нефти по нефтепроводу Бургас-Александруполис, добытой не в России, будет определять «Транснефть», которая назначена оператором проекта.

** Турция несколько лет назад ужесточила условия прохождения судов по черноморско-эгейским проливам. В результате появилось свыше десятка проектов нефтепроводов, идущих в обход этого «узкого места».
Так, Россия изучала возможность строительства нефтепровода по территории Турции – в частности, по маршрутам Кыйикей-Ибрикхаба и Иреглия-Измит-Али-Ага. Наиболее интересно выглядел вариант Кыйикей-Ибрикхаба, который «Транснефть» рассматривала больше года. Однако «по независящим от нее причинам», в числе которых назывались и экологические, в 2005 году «Транснефть» отказалась от этой идеи.
В конце 2005 года «Газпром» получил приглашение турецкой трубопроводной компании «Ботас» стать участником проекта нефтепровода Самсун-Джейхан. Газовый концерн, который незадолго до этого приобрел НК «Сибнефть» (теперь «Газпром нефть»), пообещал изучить это предложение. Также участвовать в этом проекте звали ТНК – Би-Пи. Интерес проявляли и другие серьезные игроки – французская «Тоталь», британо-нидерландская «Шелл», индийская «Индиан ойл».
Сама Турция считает проект Самсун-Джейхан лучшим из всех обходных вариантов, в частности, потому что порт Самсун – ближайший к Новороссийску, где переваливается значительный объем нефти, добываемой в России и Казахстане. Еще один аргумент Турции: эту трубу можно прокладывать параллельно с продлением газопровода «Голубой поток» по территории Турции в Израиль (проект еще изучается «Газпромом»). К достоинствам проекта можно отнести и то, что маршрут пролегает по территории одной, а не нескольких стран.
Кроме того, в 2002 году Американское агентство по торговле и развитию (ААТР) выдало грант на проведение технико-экономической экспертизы строительства нефтепровода из Констанцы (Румыния) в Панчево (Сербия), порт Омишаль (Хорватия) и Триест (Италия). Предполагалось, что нефтепровод мощностью порядка 60 миллионов тонн и стоимостью около 2 миллиардов долларов из Констанцы протянется до Триеста, где может быть подключен к Трансальпийскому трубопроводу, который снабжает нефтью Австрию и Германию. Ранее ААТР рассматривало возможность прокладки более северного маршрута по территориям Венгрии и Словении.
Еще один альтернативный проект – нефтепровод из болгарского Бургаса до порта Влера на албанском побережье Адриатики. Его мощность – 37 миллионов тонн, протяженность 912 км, а стоимость 1,2 миллиарда долларов.
Остается еще Украина, которая изобрела экзотический проект нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск и до сих пор настойчиво уговаривает Казахстан дать для него гарантии поставок нефти. Участок Одесса-Броды был построен в 2001 году, однако, поскольку качать было нечего, просто простаивал. Ситуацию разрядила ТНК – Би-Пи, придумавшая поставлять нефть по этой трубе в реверсном направлении.

№4(10), 2007