Италия: вспомнить и понять


Слово «гетто» давно внедрилось в обиходную лексику европейских языков, однако мало кто помнит дату его возникновения и употребления в современном смысле. А произошло это ровно 500 лет назад в богатейшей Венецианской республике, одном из самых крупных центров мировой культуры. Именно в этом несравненном городе, справедливо считающемся одним из чудес света, был узаконен бесчеловечный метод дискриминации и сегрегации людей по национальному признаку.

История сохранила мрачную дату: 29 марта 1516 года. В тот день сенат Венеции одобрил декрет, гласивший, что «все евреи должны проживать в единой зоне, в отдалении от центра». Для горожан еврейской национальности определили участок земли в районе Каннареджо, на значительном расстоянии от административных органов тогдашней республики, которые находились на знаменитой площади Сан-Марко. Выделенное и огороженное место получило название гетто, поскольку там работал литейный заводик – на венецианском диалекте он обозначался именно этим словом.

Согнанным туда людям позволялось покидать зону проживания только в дневные часы и в обязательном порядке предписывалось носить шапки жёлтого цвета. С полуночи до рассвета категорически запрещалось выходить за ворота, которые охраняли стражники-христиане, причём оплата этой навязанной услуги была возложена на самих евреев. Венецианское гетто находилось под таким замком до 1797 года, когда вторгшиеся в Италию войска Наполеона освободили многочисленных узников фактически первого в мире концентрационного лагеря с облегчённым режимом.

И сегодня на месте бывшего гетто возвышаются самые высокие здания чудо-города: не имея возможности расширяться, жители особого квартала возводили постройки в несколько этажей. В эти дни в Венеции проходят мероприятия в области культуры, призванные напомнить о важной роли, которую сыграли венецианцы-евреи в развитии европейской торговли и финансовой системы.

Символично, что выставка «Венеция: евреи и Европа, 1516-2016» организована во Дворце Дожей, в котором пять веков назад местная высшая власть постановила сегрегировать эту часть горожан. Конечно, то был жестокий декрет, но всё познаётся в сравнении: достаточно вспомнить, что ещё в 1492 году испанские власти вообще предпочли изгнать лиц евреев из страны. Обосновавшись в других европейских государствах, вынужденные иммигранты внесли огромный вклад в процветание их экономики, ювелирного дела, искусства… А их венецианским сородичам даже позволялось исповедовать иудаизм, что подтверждают сохранившиеся синагоги, а также работать лекарями и заниматься ростовщичеством, запрещённым католицизмом. Дожи отнюдь не брезговали деньгами иноверцев.

Не менее символично и нынешнее решение впервые инсценировать в самом сердце бывшего гетто бессмертное произведение Уильяма Шекспира «Венецианский купец», главный герой которого, жадный торгаш Шейлок, стал именем нарицательным, увы, не слишком приятным для представителей еврейской нации. Театральная постановка приурочена ещё и к 400-летию со дня смерти великого английского драматурга и поэта.

Как ни парадоксально, но вплоть до XVII века в венецианском гетто находили более-менее надёжное пристанище иудеи, гонимые инквизицией из той же Испании, Португалии, а также из Германии и Оттоманской империи. Население этого квартала быстро росло, пока вспыхнувшая в Венеции в 1631 году эпидемия чумы не погубила пятую часть его жителей.

Однако ещё более суровое испытание ожидало венецианских евреев в XX веке: в 1938 году режим Муссолини ввёл расовые законы, под действие которых попали и все около 1700 иудеев, проживавших в этом городе. А когда в сентябре 1943 года Венецию оккупировали немецкие войска, этим законам нацисты придали характер «окончательного решения еврейского вопроса». В концентрационные лагеря были депортированы более 8000 итальянских евреев, среди них – 200 обитателей гетто. После Второй мировой войны живыми в Венецию смогли вернуться менее десяти из них. Той трагедии посвящен монумент в память о холокосте, привлекающий немало туристов, прежде всего, из Израиля.

Сегодня в Венеции насчитывается около 400 граждан еврейской национальности, из них примерно 20 предпочитают жить в бывшем гетто, имеющем богатую и драматичную историю.

Александр СОКОЛОВ