Италия: буря в стакане морской воды


Пошумели и затихли – таков результат референдума, который прошел в Италии 17 апреля 2016 года. Впервые он был созван не в результате народной инициативы, а по предложению местных органов власти. Вынесенный на рассмотрение итальянцев вопрос касался, в общем-то, частного вопроса – будущего оффшорных буровых платформ, которые добывают небольшие объемы нефти и газа у побережья страны.

Вопрос ставился так: следует ли использовать эти буровые вплоть до исчерпания извлекаемых запасов или же только до момента истечения концессии?

С точки зрения энергобезопасности Италии, эта добыча имеет для нее значение чисто символическое, поскольку обеспечивает 1% годового потребления нефти и 3% годового потребления природного газа. Всего в Италии работают 92 такие платформы в пределах 12-мильной зоны. Первая концессия истекает уже в 2018 году, последняя – в 2034 году.

Однако процедура превратилась во внутриполитическое упражнение, в котором каждый участник решал свои локальные задачи.

«Зеленые» пугали экологической катастрофой и призывали переходить на возобновляемые источники энергии, забыв сказать, каких денег эти прекраснодушные затеи стоят казне и налогоплательщикам. Руководители местных органов власти, особенно областей, показывали свою самостоятельность по отношению к центральному правительству и хотели откусить себе еще немножко полномочий. Политики от оппозиции старались ослабить премьера Маттео Ренци, а его противники внутри правящего большинства хотели укрепить свои позиции. Для полноты картины надо добавить, что подготовка к референдуму шла на фоне судебного расследования предполагаемых злоупотреблений бурильщиков в южной области Базиликата.

Правительство выступало за сохранение нынешнего порядка и призывало не участвовать в этом голосовании. Ставка на пассивность избирателей сыграла – к урнам пришли лишь 32% зарегистрированных избирателей. Для признания голосования состоявшимся требовалась по закону 50-процентная явка. Хотя большинство проголосовавших поддержали ограничение срока эксплуатации буровых, результат не будет учтён.

Главным политическим итогом можно считать отставку министра экономического развития Федерики Гуиди, случившуюся в разгар кампании перед референдумом. Она попалась на том, что подыграла своему гражданскому мужу Джанлуке Джемелли. В телефонном разговоре в конце 2014 года, содержание которого странным образом попало в прессу, она похвастала, что добилась включения в закон положения, облегчающего бурение на шельфе. А синьор Джемелли был одним из субподрядчиков соответствующих работ в Базиликате в интересах французской компании «Тоталь», стоимость контракта составляла 2 миллиона евро.

Однако главной мишенью этой утечки была могущественная министр по делам реформ и по отношениям с парламентом Мариа Элена Боски, которая считается серым кардиналом правительства и главным двигателем реформ.

Андрей СЕМИРЕНКО