Главная > Дневник событий > Политика > Ирландские «ватники» наказали кризисных менеджеров

Ирландские «ватники» наказали кризисных менеджеров

dop-1-Ireland
image_pdfimage_print

Долго еще будут икаться всем, претендующим на звание «политического животного», итоги выборов в Дойл Эрен, ирландский парламент, обогатившие хроники острова святых и поэтов примером неблагодарности (правда, вполне обоснованной) со стороны тех, кого купно именуют электоратом (местные «ватники» и «колорады»).

Им предстояло сделать выбор, отобрать 157 самых достойных из претендовавших на статус «слуг народа» 552 кандидатов. Более трех миллионов граждан имели право прийти к урнам в 40 избирательных округах, чтобы изъявить свою волю.

Они это сделали. Но «вероломный» электорат не пожелал поддержать правящую коалицию, состоящую из правоцентристской партии Фине Гал и Лейбористов. Казалось, оснований так поступить не наличествовало: всего за пять лет с момента прихода к власти в разгар жесточайшего кризиса (см. «Ирландия: кельтский тигр жалобно мяучит», №2(30), 2009) они сумели переломить ход событий, расплатиться по экстренному финансовому допингу со стороны ЕС (это знаковое событие случилось уже три года назад) и вывести экономику на траекторию устойчивого подъема. Но!

Коалицию неожиданно постигло сокрушительное фиаско: «финегалисты» сохранили всего 50 депутатских мандатов (минус 16), а «народники», получившие 33 места в 2011 году, скукожились и ныне довольствуются всего шестью.

Зато консервативная Фианна фойл (переводится как «Солдаты судьбы»), считающаяся самой влиятельной и хорошо организованной политической силой в обществе, улучшила свой рейтинг, заняв почетное второе место с 44 мандатами. И это произошло, заметим, вопреки не стершейся памяти о ее бесславном правлении, отмеченном коррупционными скандалами, безрассудной экономической стратегией, что привело к банковскому краху, а затем полномасштабному финансово-инвестиционно-экономическому кризису.

Другой отличительной меткой выборов-2016 стало расширение представительства партии националистов Шинн Фейн, которая в соседней Северной Ирландии, принадлежащей Британии, считалась политическим крылом Ирландской республиканской армии (ИРА), которая тридцать лет боролась методами террора с «колониальной оккупацией» Ольстера.

Помимо националистов, что провели в Дойл 23 своих посланца, вернулись в законодательное собрание «зеленые» – у них там ячейка из двух депутатов. Представлены в расширенном составе и независимые. Чисто протестное лобби, называющее себя Альянсом против мер жесткой экономии – это реакция на злобу дня, имеют в Дойле шесть своих представителей.

Рассеяние депутатов по многочисленным фракциям не способствовало формированию кабинета. Никто не обладал большинством, включая поредевший правящий альянс Фине Гал и Лейбористов. Ситуация была патовая. Еще и потому, что в нежданно-негаданном раскладе симпатий избирателей и своеобразном поведении главных действующих лиц проявились парадоксы национального самосознания и специфика баланса сил внутри политического класса.

 

Изнанка бума

Почему черной неблагодарностью отплатили избиратели правителям, которым выпала не самая простая участь выпутываться из многофакторного кризиса? Третий год подряд макроэкономические показатели радуют. В 2015 году финишировали с 7,8%-ным ростом ВВП, что даже выше, чем у лидера гонки, Китая, причем тенденция – устойчивая (см. «Кельтский тигр снова замурлыкал», № 3(97), 2015).

Добавим еще фактов: государственный долг усох до менее чем 100% ВВП, безработица, что переваливали еще недавно за 15%, сократилась до менее десяти, а в отдельных секторах наблюдается заметное оживление. Это конвертируется в растущую, пусть и медленно, покупательную способность граждан, и самый верный признак тому – подрастают цены на жилье в Дублине, те самые, что в 2011 году рухнули ниже плинтуса вместе с доходами среднего класса.

На самом деле, при скрупулезном изучении очагов роста выясняется, что имеет место экономический бум «в одном отдельно взятом» городе, а именно в столице, в то время как периферия не ощутила на себе благодатные ветры перемен.

Более того, по оценке обозревателей, «оживляж» деловой активность произошел во многом в секторах, которые полностью принадлежат транснациональным корпорациям (см. «Кельтский тигр зализывает раны», № 6(45), 2010). И если вычесть их вклад в раскручивание маховиков экономического двигателя, то придется смирится с тем, что реальный прирост ВВП составил не 7,8%, а в районе пяти. Сказалась и благоприятная курсовая разница, на чем выиграли – и поднялись – экспортно-ориентированные компании.

Наконец, и это самый важный фактор, предопределивший парадоксальный, на первый взгляд, исход выборов. Отсчет прироста ВВП ведется от «низкой базы» после оглушительного обвала. Доходы восстанавливаются медленно. Падение жизненного уровня пока в полной мере не компенсировано. Режим жесткой экономии, предписанный Евросоюзом, помог справиться с долговыми обязательствами, но разрушил надежды многих на достаток и уверенность в завтрашнем дня.

Электорат Святого Патрика кажется добродушным, но явно не беспамятен и не склонен к всепрощению. Правящая коалиция была наказана примерно по той же логике, что и Уинстон Черчилль, проведший нацию через «кровь, пот и слезы», но наказанный согражданами на первых же послевоенных выборах, которые отказали ему в доверии, лишив премьерства.

 

Тайный умысел: не запачкать руки

Еще одной специфической реалией сегодняшней Ирландии стала тактика «Солдат судьбы». Партия Фианна Файл вполне могла претендовать на вхождение в состав т.н. «большой коалиции», но предпочла остаться в оппозиции. Как выразился один из обозревателей: Дойл в послевыборные дни напоминал «свадьбу, да только жених и невеста не объявились».

Источники внутри ФФ (Фианна Файл) выдали секрет негласной договоренности: нынешний премьер Энда Кенни, не имеющий поддержки большинства в парламенте, сможет еще год беспрепятственно выполнять свои служебные обязанности. Ему не станут угрожать внеочередными выборами. Ему предлагается сформировать кабинет на основе его партии Фине Гал с вкраплениями независимых депутатов.

Взамен того, что ФФ назвала «политическим прекращением огня», она потребовала провести реформу парламента, чтобы наделить Дойл более внушительными полномочиями по контролю за деятельностью правительства и, в частности, расширить свое право влиять на структуру бюджета.

Формальным аргументом, объясняющим нежелание ФФ заключить альянс со своим основным конкурентом, стала ссылка на то, что в этом случае основной оппозиционной фракцией в Дойле станет Шинн Фейн, а националисты не преминут воспользоваться трибуной для критики всех своих оппонентов, благо поводы найдутся.

Однако угадывается лукавство ФФ, которая явно не торопится брать на себя хотя бы долю ответственности за наведение порядка в доме. Избыть последствия кризиса еще не удалось. Процесс выздоровления идет, но требуется время. Рецидивы болезни не исключены. Для ФФ имеет смысл остаться в стороне, пока Фине Гал и ее партнеры будут залечивать раны, что не может быть безболезненным, а значит, избиратель их за это особо любить не будет. Что и показали минувшие выборы. «Солдаты судьбы» попросту не хотят запачкать руки.

 

Дробление электорального поля

Еще одним феноменом, но уже не относящимся к категории парадоксов, зато перекликающимся с общей европейской тенденцией, стало разочарование островитян в мейнстримовских партиях, как Фине Гал, так и ФФ, несмотря на ее чудо подобное возвращение на второе место в иерархии.

Свидетельством тому стало прохождение в Дойл представителей широкого спектра альтернативных и ранее маргинальных политических образований, от Шинн Фейн до «зеленых» и Альянса против мер жесткой экономии.

Как исповедался один из форумчан под ником Ernekid на страницах «Гардиан», «значительная часть ирландских избирателей устала – и ее воротит – от традиционных и мейнстримовских партий!»

Одна из причин, по признанию участника заочной дискуссии, выступающего под эффектным ником westcorkthinktank, что никто из местных активистов двух основных партий не смог ему разъяснить, в чем принципиальное различие между ними в том, что касается «философии и принципов».

Как следствие, обе партии с большим удовольствием оставались бы на скамейках оппозиции, чтобы иметь возможность критиковать правительство, которому, по служебному предписанию, нужно доразгребать грязь, оставшуюся после финансово-экономического кризиса.

Не удивительно, что произошло дробление электорального поля, и ирландцы, не исключено, интуитивно ищут реальную альтернативу «старой гвардии». Может, и не найдут. А может, возникнет внутри их политического класса некто по образу и подобию Джереми Корбина. Тот ведь взнесен на пост главы британских лейбористов избирателями, которые устали от потчевания их одним и тем же заветренным пориджем политиками, что напоминают американских рейнджеров. С бритого затылка – они все на одно лицо.

Владимир МИХЕЕВ

№3(108), 2016