«Дни канцлера были бы сочтены»


Одна из германских газет задает риторический вопрос: что было бы после трёх земельных выборов, если бы в ФРГ действовала британская избирательная система, и в каждом избирательном округе побеждал бы тот, кто набрал большее число голосов?

Вниманию читателей предложены два ответа. Краткий звучит так: дни Ангелы Меркель на посту канцлера были бы сочтены. Партийная знать немедленно составила бы заговор, примерно такой, какой в свое время сложился против Маргарет Тэтчер, которую, как она ни казалась неприкасаемой, отстранили от власти буквально в считанные дни.

Более длинный ответ требует несколько более подробного рассмотрения различий в исторически сложившихся институтах власти и политической культуре двух стран. Когда писалась конституция нынешней ФРГ, был тщательно учтен опыт веймарской Германии, где коалиции то и дело создавались и так же бодро рушились. Вот почему основополагающий принцип нынешней политической культуры ФРГ таков: избранное правительство должно весь срок оставаться у власти. Практически любой ценой.

В межвоенные годы за соблюдением веймарской конституции наблюдал президент, игравший роль «эрзацкайзера». К чему это привело, помнят все, кто не забыл, из чьих рук получил полномочия на формирование правительства Адольф Гитлер. Вот почему авторы действующей конституции ФРГ, написанной под тщательным надзором американских кураторов, предусмотрен откровенно декоративный президент, а политическим партиям предоставлены такие возможности, и финансовые, и организационные, и иные, которых в германской истории прежде не было.

Отсюда и следует, что правящие партии могут не обращать внимания на свою избирательную базу, ну, как минимум определённое время. Земельные выборы, по сути, просто подтверждают те изменения электоральных предпочтений, которые уже фиксировались в опросах населения. А партии вольны выбирать, проводить ли им коррекцию курса уже сейчас или можно подождать, пока приблизятся выборы в бундестаг, на которых и определяется расклад на предстоящие несколько лет. Поэтому то, что происходит непосредственно в избирательных округах, не имеет для партии в период между выборами решающего значения.

А вот в Британии дело обстоит иначе. Никаких выборов в местные парламенты, кроме как в Шотландии, там нет. Нет и списков, которые гарантируют депутатам уютные места чуть не на десятилетия вперёд. Поэтому ухаживать за своим садиком, то есть избирательным округом, там надо всерьез. Если просто махнуть рукой на то, что там говорят и думают простые люди, то это может дорого обойтись – нет, не партии, а конкретному депутату, не желающему расставаться с уютным креслом в Вестминстере. Конечно, при малейшей угрозе они не упустят случая оказать нужное воздействие на зарвавшегося лидера. Так было не только с Маргарет Тэтчер, но и с Гарольдом Макмилланом.

И поэтому по меткому замечанию одной берлинской газеты, тугоухость высокопоставленных политиков в Британии может быстро стать причиной отстранения от должности. А вот в Германии, к сожалению или к счастью, дело пока обстоит иначе.

Александр ВАРВАРИН