Главная > Открываем старый свет > Круглая дата > Шекспир: классика оставили без головы

Шекспир: классика оставили без головы

dop-SH
image_pdfimage_print

Чествование Уильяма («нашего») Шекспира по случаю 400-летия с момента его ухода из жизни отмечено прискорбным открытием. Археологам дозволили заглянуть в могилу – Шекспир был погребен в Стратфорде-на-Эйвоне в алтаре церкви Святой Троицы у северной стены. Их взору, вернее, взору специализированного георадара, предстало место последнего пристанища загадочного (споры, был ли это один человек или трудилась писательская артель, продолжаются) литератора, оставившего потомкам богатейшее наследие. Но главное, что исследователи смогли констатировать… отсутствие черепа.

Тем самым произошла реабилитация журнала «Аргоси», опубликовавшего еще в 1879 году заметку о том, что в самом конце XVIII  века злоумышленники, которые могли быть и поклонниками-фетишистами универсального письменника, вскрыли могилу и достали в качестве трофея его голову.

Попутно не были обнаружены остатки гвоздей, которыми и в ту пору прибивали крышки гроба, что заставляет остановиться на версии о захоронении гения далекой эпохи, а также его родственников – здесь же покоятся жена писателя, Энн Хэтэуэй (кое-кто их литературоведов полагает, что она и есть истинный Шекспир!), их дочь Сюзанна, зять и муж их внучки – по «эконом» разряду. Их тела завернули в грубую ткань.

Что опять же странно: удостоившись чести быть захороненными в алтаре, что было уделом знатных господ или богатеев-благотворителей, они смогли рассчитывать на выделку последнего «выходного» наряда только из рогожи.

Но не эти подробности, вскрывшиеся в юбилейный год, придали налет сенсационности этой дистанционной эксгумации. Соблазн вскрыть место упокоения классика присутствовал у археологов и шекспироведов на протяжении столетий. Мешала последняя воля покойного, выраженная в составленный им самим эпитафии, которую знает или о которой слышал каждый английский старшеклассник: «Друг, ради Христа, Не рой останков, взятых сей землей; Не тронувший блажен в веках, И проклят – тронувший мой прах».

Крепко сбитая фраза. Старая, слегка смущающая орфография. Эти строки мы учили на уроках английской литературы в моей московской школе номер 27:  “Good friend, for Jesus' sake forebeare, To digg the dust enclosed heare; Bleste be the man that spares thes stones, And curst be he that moves my bones.”

 

dop-sh-big

 

Чем продиктована эпитафия, звучащая как заклятие? У Шекспира просматривалась параноидальная боязнь эксгумации, чему находим документальное подтверждение в текстах. Перечитайте драмы о Ричарде III, Ромео и Джульетте, Гамлете – всюду найдете гробокопателей.

Британский ученый Филип Швайзер не поленился подсчитать: драматург включил сюжет об осквернении могил и останков, как минимум, в 16 из 37 своих пьес. Швайзер пошел еще дальше в своих умозаключениях, решив для себя, что эпический по масштабу знаток человеческой природы по какой-то причине опасался осквернения своей могилы больше, чем самой смерти.

В любом случае вторжение георадара нельзя приравнять к эксгумации. Прах не был потревожен. Как и не брошена тень на плодовитого барда, что могло произойти, если бы пять лет назад Англиканская церковь выдала разрешение на извлечение останков, о чем просила группа исследователей под руководством антрополога Фрэнсиса Теккерея, директора Института эволюции человека в Йоханнесбурге.

Эти увлекающиеся южноафриканские антропологи якобы обнаружили на курительных трубках, найденных в саду дома Шекспира, следы каннабиса и ряд признаков, указывающих на кокаин. Предлагалось выяснить: был ли литературный гений кокаинистом и не употреблял ли марихуану? Предполагалось, что итоги исследований будут готовы аккурат к 400-летнему юбилею, то есть к нынешнему году. В среде шекспироведов эта крамольная идея вызвала желание сделать с ее носителями то, что даже Содом не делал со своей Гоморрой!

Сегодня, впрочем, у них другая забота: поиски черепа классика. Проверка первой версии, основанная на предании, будто бы череп спрятан в запечатанном склепе в церкви Сент-Леонард в Вустершире, принесла отрицательный результат. Но можно не сомневаться, что «охотников за головой» найдется с избытком.

Владимир МИХЕЕВ

№3(108), 2016