Главная > Дневник событий > В фокусе > Турция-ЕС: аппетит разгорается

Турция-ЕС: аппетит разгорается

actual__
image_pdfimage_print

На внеочередной саммит Европейского Союза и Турции Брюссель возлагал большие надежды, поскольку Анкара 7 марта должна была заверить лидеров «двадцати восьми» в том, что она переходит от слов к делу.

Это значит, что в обмен на 3 миллиарда евро и безвизовый режим, обещанные властями ЕС в конце прошлого года, турецкая сторона начинает эффективно помогать в преодолении острейшего иммиграционного кризиса, свалившегося на Европу.

Однако полной неожиданностью для европейцев стало требование премьер-министра Ахмета Давутоглу как минимум удвоить помощь (а по данным некоторых источников, он хотел бы получить до 20 миллиардов евро) для приёма экономических мигрантов, которым отказывают в убежище в странах ЕС, и даже сирийцев, а также ускорить предоставление безвизового режима турецким гражданам.

Встреча в верхах проходила в бельгийской столице на фоне таких раздражителей, как гибель очередной группы мигрантов, среди которых были дети, а также недавнего успеха ультраправых, даже профашистских сил на парламентских выборах в Словакии. Эти факторы, очевидно, облегчили финансовый шантаж Евросоюза Турцией, чем ее премьер и воспользовался.

Надо признать, что ЕС не спешит раскошеливаться – обещанные 3 миллиарда евро из кошельков налогоплательщиков Анкара до сих пор не получила. По слухам, президент Турции Тайип Реджип Эрдоган дал чёткое указание премьеру – возвратиться с саммита «при деньгах».

«Единая Европа» отчаянно нуждается в турецкой помощи, поскольку она оказалась в сильнейшей зависимости от Анкары, и, похоже, готова идти на дальнейшие уступки, невзирая на всё более авторитарный характер режима Эрдогана (см. «Султанизация Эрдогана», №12(105), 2015). Власти ЕС и лидеры «двадцати восьми», прежде всего, председательствующая в Союзе в этом полугодии Голландия, готовы удовлетворить многие требования партнёра. Но – до определённых разумных границ, которые теперь лихорадочно обдумывают в Брюсселе, Гааге и столицах других ведущих государств ЕС. Ни для кого не секрет, что Турция намерена выдвинуть и политические требования, среди которых – ускорение процесса её допуска в ЕС, со всеми вытекающими для этого объединения тяжелейшими и даже опасными последствиями, которых на протяжении нескольких десятилетий Брюсселю под разными предлогами удавалось избегать. Сегодня очевидно, что против приёма Турции в Союз твёрдо будут выступать не только Кипр, но и Франция.

На этой встрече ЕС в верхах достигнута договорённость о закрытии «балканского маршрута» беженцев в Северную Европу, вызывавшего ужасную головную боль у европейцев. Но что это будет означать в реальности, а не на бумаге?

Власти Италии опасаются, что теперь вместо Греции беженцы снова начнут в массовом порядке высаживаться на берегах Апеннинского полуостров, и что путь через Албанию станет для незаконных мигрантов главным, как это уже было в 1990-е годы. А в Испании встревожены очень неприятной перспективой: закрытие «восточного пути» поднимет миграционную волну через западную часть Средиземного моря, а по суше – из Северной Африки.

Участники саммита постарались обойти многие вопросы, с которыми они постоянно сталкиваются. Один из важнейших звучит так: насколько законна высылка беженцев вообще и в такую «безопасную» страну, как Турция – в особенности? Одно дело – изгнать так называемых экономических мигрантов, которые не подвергаются на родине каким-либо преследованиям. Но совсем другое – отказать жертвам войн и всевозможных репрессий, тем же сирийцам.

Но мнения Фемиды пока никто не спрашивал.

Сергей ИЛЬИН

№2(107), 2016