Евросоюз: предложено подождать до марта


На первой в этом году встрече в верхах, проведенной лидерами стран Европейского Союза, безусловно, доминировала британская тема, стараниями Дэвида Кэмерона поднятая на судьбоносный уровень.

Проблему беженцев, несмотря на её куда более серьезную роль для будущего Европы, чем бесконечный британский шантаж из серии «злые вы, уйду я от вас», не дало вывести на первый план и отсутствие турецкого премьер-министра Ахмета Давутоглу. Впрочем, вполне объективно мотивированное: ему не позволила уехать в Брюссель серия крупных терактов в его стране с трагическими последствиями.

Однако вопрос стоял ребром: будет ли Европа (с явной подачи фрау Меркель) по-прежнему делать ставку на поиск решения с участием Турции или будет избран вариант с полным закрытием границ в Македонии, Болгарии и Греции? Из-за отсутствия турецкого президента точки над i так и не были поставлены. Решили в начале марта провести специальный саммит Турция-ЕС, а там 17 и 18 марта рассмотреть и оценить стратегию выхода из кризиса. Пока в заявлении, принятом саммитом на эту тему, содержится ничего не значащая формулировка «продолжить поиск путей и принять решения». И это считается первым результатом встречи в Брюсселе.

Результат второй. Европейские лидеры уверяют, что намерены наращивать давление на Турцию с тем, чтобы она уменьшила поток беженцев. Они признали, что Анкара предприняла некоторые усилия в этом направлении, но пока приток искателей счастья в Грецию и далее в глубь ЕС остаётся слишком большим. Во всяком случае, главы государств и правительств «двадцати восьми» заявили, что хотели бы видеть «значительное и постоянное снижение численности нелегальных беженцев из Турции в страны ЕС».

Третьи итогом можно считать суровый наезд… Нет, не на Анкару, а на Вену.

Европейская Комиссия обвинила австрийское правительство в нарушении законодательных норм Союза. Речь идет о том, что Альпийская республика решила принимать максимум 80 беженцев в сутки, или 37.500 человек за год. Австрийский канцлер Вернер Файман, несмотря на всю критику, обрушившуюся на него за это решение, намерен строго придерживаться ограничений. Он подчеркнул, что в минувшем году Австрия приняла больше «понаехавших», чем Франция и Италия. И добавил к этому, словно беседовал не с искушёнными политиками, а с нерадивыми школьниками: «Каждый, кто взглянет на карту, увидит, что обе эти страны больше Австрии и имеют большее число жителей».

К четвертому результату брюссельского саммита надо отнести то, что главы государств и правительств стран ЕС потребовали прекратить принятие «нескоординированных мер» на балканском маршруте, которым следует значительная часть беженцев, и прекращение «выпихивания» прибывших в северном направлении. Однако Македония, Сербия Хорватия, Словения и Австрия, похоже, намерены продолжить эту практику. На греко-македонской границе создается регистрационный центр, чтобы без затей переправлять «дорогих гостей» прямиком в Австрию, а оттуда – в Германию.

Пятое достижение саммита: от стран, входящих в Шенгенскую зону, потребовали выполнять его правила. В чем они заключаются? Любой беженец должен получить от ворот поворот еще на внешних границах Шенгенской зоны, если «он не выполнил условия приёма или не подал заявление на предоставление убежища, хотя имел такую возможность». Это явный булыжник в греческий огород, хотя и не только. Однако на практике это может привести к тому, что тысячи искателей счастья соберутся на границе Словакии и Хорватии, которая в шенгенскую зону не входит, да и двери перед незваными гостями отворять не спешит.

Шестым итогом стало то, что вдоль балканского маршрута решено организовать гуманитарное снабжение беженцев. Для этого предполагается задействовать возможности Европейского ведомства по гуманитарной помощи, которое в принципе было предназначено для работы за пределами стран ЕС. Теперь ему разрешат оперировать и в пределах Союза, что само по себе весьма колоритно. Но видимо, иного средства увеличить помощь Греции, прочно попавшей под каток «переселения народов», пока не придумано.

Седьмой итог встречи в верхах. Создание полноценных пограничных служб, необходимых для охраны внешних рубежей ЕС, предполагается ускорить. Европейская Комиссия планирует создать ведомство с 1 тысячей постоянных сотрудников и еще резерв аж в 1500 человек. Достаточно ли этого, чтобы разрулить чудовищную ситуацию на юго-востоке Европы? Причем, действовать эти помощники должны даже в том случае, если национальное правительство выступит против их вмешательства.

Господам политикам, конечно, виднее, но пока выглядит все это как-то неубедительно… Во всяком случае, член Европейской Комиссии Гюнтер Эттингер проявил куда больший реализм, когда заявил, что для оказания помощи Греции в борьбе с миграционным кризисом надо направить от 5 до 8 тысяч пограничников из других стран ЕС.

Окажется ли реалистичной ставка Брюсселя и Берлина на то, что Турция, наконец, возьмётся добросовестно выполнять свои обещания, и на пути нелегальных мигрантов на её территории появятся реальные преграды? Признаться, в это верится с трудом. Ну, разве что чудо, как говаривал один литературный герой…

Сергей ПЛЯСУНОВ