Литва обрела собственный запах. Кто следующий?


У Отечества должен быть узнаваемый запах, способный вызывать ностальгические флюиды на уровне подсознания. Так решили три предприимчивых литовца, настроенных на патриотическую волну. Нужен запоминающийся парфюм, ассоциируемый только с Литвой и никаким иным государством, рассудили они и, недолго мешкая, сделали спецзаказ французскому производителю благовоний фирме «Галимар».

«Когда я упоминаю шоколад и часы, о чём вы думаете? О Швейцарии. Когда я произношу «Гиннес»? Верно, об Ирландии. Жареная рыба и картофельные чипсы? Это будет Англия, – выстраивает логику своего поступка Даиниус Рутскаускас, один из креативной тройки, и затем печалится. – А у нас в Литве нет символа национальной идентичности. Пока нет».

Так явился на свет продукт под названием «Дух Литвы», относящийся, по мнению британской газеты «Дейли телеграф», не к духам и не к одеколонам, а, скорее, к освежителям воздуха. В богатой палитре запахов отчётливо угадывается бергамот, имбирь, малина и грейпфрут (вопрос: разве он произрастает в этой балтийской республике?!). Поверх этих базовых элементов добавлен вкус кедра, сандалового дерева, янтаря, пачули, а также, чем, видимо, гордятся его создатели, запах «мха на дереве и дымка».

Изобретательное трио заодно выпустило свечи, ароматизированные ими изобретённым благовонным составом. Подозревают, что на очереди – мыло и косметические изделия. «Дух Литвы», выпущенный на рынок в первых месяцах этого года, пользуется спросом. Разошлось уже 1000 флаконов. Покупают туристические торговые точки и литовские бизнесмены, предлагающие этот сувенир своим деловым партнерам за рубежом. Министр обороны отправил 200 пузырьков в Афганистан, где литовские солдаты выполняют свой интернациональный долг перед НАТО. А МИД разослал флакончики всем иностранным послам в Вильнюсе.

В интервью «Гардиан» Рутскаускас пояснил, что композиция запахов – «это способ представить Литву современным государством, а не прежним сателлитом в составе СССР. Для многих на Западе у Литвы плохой имидж». Газета вдохновилась этим замыслом и предложила соотечественникам смоделировать «Дух Британии» – те откликнулись с неистовым рвением.

Опубликовавшая свой пост под ником «кристинагалустян» предположила: «Это должно быть запах скворчащего бекона, слегка поджаренного тоста и кофе??» Более изысканной фантазией поделилась «клэршарлот», которая видит квинтэссенцию Британии в сочетании «срезанных колосьев, только что подстриженной газонной травы, свежего лимонада, чая «Эрл грей» с мёдом, благоухания ручейка, поверх чего стоит наложить роскошное британское солнце (когда оно соизволит появиться на небе), а также запах дождя».

А вот некий «бесайдзеси» пустился в размышления: в идеале нужно будет взять за основу «солёный морской бриз с запахом роз, жасмина и лаванды, добавив привкус земли после дождя», но в реальности в общий котёл будут слиты уличный амбре от приготовления быстрой еды и выхлопные газы с примешивающимся «запахом затхлой выпивки».

Таким же бескомпромиссным диалектиком предстал и словоохотливый «джаззаактивист», испытывающий, как и многие, по его разумению, смешанные чувства к Британии, колеблющиеся от любви до ненависти: «Приверженец реализма скажет, что сердцевиной должен быть крепкий чай с молоком в паре с запахами индийской кухни, затем легкая примесь мясного пирога, старой мочи, выхлопных газов, блевотины после пива, освежителей воздуха, компостной ямы и бисквитов. Зато романтик останется верным сырой земле, дуновению моря с тонким привкусом розы, лаванды, ромашек, лесного ореха, производимого в сельской местности местного сыра и присыпки для младенцев от фирмы ‘Джонсон’».

Довольно часто в предлагаемом перечне встречается запах дождя, моря, ивы и черствых бисквитов, что доказывает возможность найти консенсус, если у литовских изобретателей появятся последователи по ту сторону Ла-Манша.

Но поиск типично британского в условиях всё подминающего под себя железного самотёка глобализации, – дело хлопотное. Как иронизируют соплеменники шутника Джерома Клапки Джерома, сегодня быть британцем означает, что ты сидишь за рулём германской иномарки, ходишь в ирландский паб за кружкой бельгийского пива, покупаешь быструю еду – индийский чикен кари или турецкий кебаб, спишь на шведской мебели и смотришь по сделанному японцами телевизору американские фильмы…

Как все эти не стыкующиеся элементы взболтать в одном флаконе «Дух Британии», уму непостижимо. Литовцам, видимо, было проще.

Владимир МИХЕЕВ

№7-8(57), 2011