Главная > Финансы & банки > Опыт > Россия-ЕС: все еще диалог глухих

Россия-ЕС: все еще диалог глухих

dialog
image_pdfimage_print

Отношения между Евросоюзом и Россией вызвали большой интерес участников Гайдаровского форума, состоявшегося в середине января 2016 года в Москве. В течение трех дней множество высокопоставленных и авторитетных лиц из сферы политики, администрации, бизнеса, экспертного сообщества России и других стран обсуждали наиболее актуальные российские проблемы, особенно в международном измерении.

Дискуссия по российско-европейским проблемам позволяет сделать несколько выводов.

Российская сторона, вне зависимости от рода занятий ораторов, их должностей и взглядов на проблемы, продемонстрировала стремление найти точки соприкосновения с ЕС, даже при условии сохранения санкций и серьезных разногласий и противоречий по разным вопросам. Например, звучали предложения возобновить работу по согласованию различных технических норм, нестыковки между которыми существенно затрудняют и удорожают торгово-экономическое взаимодействие в областях, которых не коснулись никакие ограничения.

Представители зарубежного бизнеса, в первую очередь, европейского, весьма критически высказывались относительно политики ЕС на российском направлении. Многие называли ее неэффективной, ошибочной, основанной на неправильных оценках. Общим местом были призывы к отмене системы санкций и контр-санкций, намерение продолжать работу на российском рынке.

Представители ЕС были более осторожными, прятались за официальной фразеологией и не выказали стремления к поиску компромиссов, сохраняя традиционный дискриминационный подход: сначала вы сделаете то-то и то-то, а потом мы подумаем.

Вместе с тем, определенные различия в общей тональности должностных лиц ЕС можно было заметить. Так, заместитель председателя Еврокомиссии Кристаллина Георгиева, выступив на пленарном наседании со стандартной речью, не исключила возможность снижения в предстоящие месяцы санкционного давления на Россию в условиях происходящих изменений на Украине в рамках минского процесса. «Давайте работать вместе!» – заключила она свою речь, что можно было расценить как проявление позитивной тональности на фоне обычно безапелляционных, прямолинейных и бескомпромиссных высказываний, звучащих из Брюсселя.

В более привычном духе, хотя и без агрессивных ноток, выступил постоянный представитель Еврокомиссии в России Вигаудас Ушацкас. Его логика такая. Раньше, до украинского кризиса у ЕС и России была совместная повестка дня, нацеленная на создание общего экономического пространства. Теперь этого больше нет, а нормализация отношений между сторонами возможна только при условии выполнения Москвой ряда требований – Крым и далее по списку.

В пылу разгоревшейся дискуссии он даже бросил фразу: «Для России дорога к нормализации отношений с ЕС проходит через Украину». Это вызвало в зале взрыв хохота. Первый заместитель министра экономики РФ Алексей Лихачев ответил, что, мол, если так ставится вопрос, то можно даже не собираться и ничего с Брюсселем вообще не обсуждать из-за бесперспективности такого подхода. Он рассказал любопытные эпизоды о предпринятых Москвой на протяжении последних полутора лет попытках найти возможность урегулировать все спорные проблемы с Киевом в области торгово-экономических отношений, который не препятствовали бы его планам евроинтеграции и не противоречили бы нормам Таможенного союза и ЕАЭС. Однако, по его словам, украинцы говорили неизменное «нет» на любые инициативы, а своих предложений не выдвигали.

Чиновник, кстати, сообщил, что еще в 2011 году с тогдашним украинским руководством была разработана система, позволявшая Украине сочетать экономические планы на европейском направлении и на российском, с учетом норм ЕС. Однако в Еврокомиссии, куда приехала возглавляемая им делегация, от разговора, по сути, отказались. Он продлился четверть часа и был сведен к примерно следующему заявлению брюссельских должностных лиц: «Нас не интересует, о чем вы там говорите с Украиной. На Украине будет так, как скажем мы».

В целом, эта безапелляционность европейских чиновников считается в Москве давним, докризисным препятствием. Замминистра энергетики Анатолий Яновский отметил, что за 15 лет энергодиалога с ЕС не было решено ни одного вопроса. Брюссель только выдвигал ультимативные требования, без принятия которых Россией дальнейшее движение было невозможно. Но договоренность – всегда компромисс, встречные уступки. Он расценил позицию Еврокомиссии как давнее отсутствие ее готовности к диалогу на равных. «Если мы партнеры, то должны иметь одинаковые права, – сказал он. – В таких условиях надо зафиксировать именно эти принципы сотрудничества».

Постпред Еврокомиссии обратил внимание на потерю доверия в Брюсселе к Москве. С российской стороны отмечено аналогичное настроение. Генеральный директор Российского экспортного центра Петр Фрадков рассказал о кратно возросших запросах отечественных экспортеров на страхование именно политических рисков в Европе при работе с партнерами из ЕС.

Однако если на политическом уровне по-прежнему можно говорить о диалоге глухих, особенно с брюссельской стороны, то на практическом уровне положение не так безнадежно.

На Форуме приводились факты, согласно которым реальный политический и административный диалог на уровне центральных структур перешел в регионы. Интересно, что инициаторами такой регионализации, переживающей второе рождение, выступили некоторые из стран ЕС, которые официально являются активными сторонниками санкций против России.

Может показаться странным, но в 2015 году, по данным Минэка РФ, выросла торговля в физическом выражении, сократившись в денежном. Это объясняется падением цен на нефть, а именно энергоносители занимают большую долю в торговом обмене.

Новой темой прозвучала необходимость налаживания диалога между двумя институтами – ЕС и ЕАЭС. Причину этого представители российского и европейского бизнеса увидели в необходимости создания, по выражению одного из участников, «единой евроазиатской безбарьерной среды для бизнеса». Предприниматели хотят иметь возможность работы на всем этом гигантском географическом пространстве по понятным и более или менее унифицированным правилам, видя в этом дополнительные перспективы для развития.

Политики, должностные лица и эксперты из России обратили внимание и на другую сторону проблемы. Предлагаемое Соединенными Штатами Европе «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство» рискует обернуться игрой по американским правилам и потерей ЕС своего лица, возможности регулировать собственный рынок, деиндустриализацией. В этих условиях, полагают они, диалог с ЕАЭС мог бы стать полезным противовесом, хотя он и не может заменить диалог ЕС-США. Однако представители Брюсселя не ответили на эти посылы. В.Ушацкас не стал обсуждать эту тему, отделавшись фразой о том, что «США Европе не угрожают».

Светлана ФИРСОВА

№1(106), 2016