Что после парижских терактов?


Исламистские теракты в Париже вызвали в соседних странах большую тревогу, вынудив некоторые из них реагировать.

Власти Бельгии, откуда во французскую столицу прибыли некоторые террористы, пока предпочли действовать по старинке и демонстрировали определенную растерянность. Так, полиция, возможно, упустила главного разыскиваемого, поскольку закон запрещает стражам порядка задерживать людей в ночное время. В результате предполагаемый террорист смог скрыться.

Особое непонимание вызвали действия бельгийских властей сразу после террористической атаки на Париж. Они объявили о непосредственной угрозе Брюсселю, закрыли метро и школы, вывели на улицы военных. Город замер, однако постепенно меры были ослаблены на фоне заявлений о сохранении высшей террористической угрозы, хотя эффективность таких мер эксперты считают весьма ограниченной.

«Анкара, Бейрут или Исламабад находятся под гораздо большей прямой террористической угрозой, – считает крупнейший в Бельгии эксперт по борьбе с исламским терроризмом Биляль Беняш. – Однако там никогда не останавливали общественный транспорт и не закрывали школы». По его словам, бельгийские правоохранительные структуры не готовы к серьезным террористическим вызовам и вынуждены учиться на ходу.

Его коллега из Оксфордского университета Джонатан Лидер разделяет эту тревогу: «Слабость одной страны Союза в этом отношении отражается на всех нас. Невозможно надеяться только на то, что Бельгия решит сама все проблемы».

В соседнем Люксембурге к делу подошли иначе. Премьер-министр Ксавье Беттель внес в парламент серию антитеррористических мер, призванных повысить эффективность правоохранительных органов.

Эти меры предполагают возможность проведения обысков круглые сутки (до сих пор это нельзя было делать ночью), допускают обыски любых подозрительных людей или помещений, расширяют полномочия полиции в наблюдении за подозреваемыми, облегчают прослушивание телефонов и контроль за электронной перепиской, и многое другое.

Особое внимание уделено прекращению продажи безымянных сим-карт для мобильных телефонов. Кроме того, ложные сообщения о якобы заложенных бомбах будут считаться тяжким преступлением.

«В чрезвычайной ситуации надо принимать чрезвычайные меры», – объяснил глава люксембургского правительства в парламенте свою инициативу. Оппозиция обвинила его в превращении великого герцогства в полицейское государство.

Алексей СТРАШЕВ