Брюссель устал от Будапешта


Европейская Комиссия, надо полагать, окончательно потеряла терпение, раз она решила начать процесс расследования действий Венгрии, приведших к нарушению законодательства ЕС и в области иммиграционного права. Будапештскому правительству ещё в июле этого года были направлены письма, где освещались опасения, которые появились у брюссельских инстанций в этом отношении. Ответ, пришедший из Венгрии, как сочли в столице Единой Европы, этих опасений не развеял.

Еврокомиссия еще в середине октября информировала Будапешт, что критически оценивает «даваемые на границе с Сербией систематические отказы в предоставлении международной защиты», а также «отсутствие достаточной защиты в ходе рассмотрения вопроса о предоставлении убежища». Кроме того, исполнительный орган ЕС выразил сомнения, что решения об отказе в предоставлении убежища, принимаемые непосредственно на венгерско-сербской границе, имеют под собой достаточные правовые основания. Особенно возмутило Европейскую Комиссию то, что основные полномочия по управлению границей Будапешт передал армии. (А кому, интересно, он должен был их доверить? Клубу любителей вышивания гладью?)

Наплыв незваных гостей побудил Венгрию закрыть границу и даже построить вдоль неё забор. Теперь будапештское правительство всеми силами сопротивляется тому, чтобы выполнять квоту приёма «понаехавших», которую, будем откровенны, навязывают партнёрам по ЕС северные государства, уставшие от наплыва беженцев не меньше других, но вынужденные делать хорошую мину при весьма плохой игре.

Но под раздачу попали не одни только мадьяры. Против Италии, Греции и Хорватии тоже начато расследование. Правда, их обвиняют в том, что они не могут должным образом наладить процесс регистрации искателей счастья, прибывающих неудержимым потоком. (см. «Последний, но не решающий. Острейшие проблемы ЕС снова обсудит «потом», №11(104), 2015).

Теперь от них требуют, чтобы они тщательно проводили в жизнь требования «Евродака», то есть, в течение трех суток снимали отпечатки пальцев и собирали личные данные, которые затем передавали бы в центральную систему. Требования, прямо скажем, с точки зрения единых правил игры, вполне справедливые, поскольку иначе не будет никакой возможности обеспечить нормальное выполнение дублинского принципа. В соответствии с ним вопрос о предоставлении убежища должна решать именно та страна, которой не повезло первой принять беженца.

Но, признаться, меня всегда удивляло очевидное неравенство, которое возникает при таком подходе. Дублинские требования могли бы быть справедливыми, если бы ЕС в целом оказался в состоянии обеспечить нормальную охрану внешних рубежей. Одного взгляда на карту Европы вполне достаточно, чтобы понять, что средиземноморские границы – именно они подвергаются мощнейшему нашествию с Ближнего Востока и из Африки – должны охраняться совсем не так, как морские рубежи Германии и Британии. И требовать одного и того же от Афин с Римом и от Берлина со Стокгольмом как-то странно.

Так что кавардак, творящийся, скажем, в Греции, не очень-то и удивителен. Да, Эллада умудрилась с июля по конец ноября зарегистрировать прибытие 492 тысяч мигрантов, но в базу «Евродака» при этом направить всего 121 тысячу регистраций. Даже если учесть ту тщательность и усердие, которым греческие чиновники славятся на всю Европу, это, прямо скажем, не идеальный результат. Итальянские коллеги не сильно отстают от своих восточных соседей: с конца июля там высадилось 65 тысяч мигрантов, но отпечатки пальцев и личные дела в базу переданы только на 29 тысяч человек.

В общем, на практике картина складывается такая: мигрантов последовательно перепихивают все дальше на север, в богатые страны. Логика южан примерно такая: разве не фрау канцлерин так убедительно обещала «мы сделаем это!»? Вот пусть теперь и делает…

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ