Австрия: исламский детский сад или параллельная реальность?


В Вене назрела проблема: надо усилить контроль за детскими садами.

Что с ними не так? Ну, не со всеми, а только с теми, которые следуют в своей работе, как бы это повежливее сказать, традициям мусульманской религиозной педагогики. Одни считают это воспитанием в исконных традициях исламского общества, а другие, как министр австрийского правительства по делам интеграции Себастиан Курц, не иначе как созданием некоего анклава, существующего в параллельной реальности, мало пересекающейся с собственно местным обществом. Можно ли пустить дело на самотек и не кончится ли это созданием в столице мусульманских гетто, живущих по своим мало кому ведомым законам?

Венские власти уверяют, что ситуация под контролем. Еще они упирают на то, что речь идет о детях, и выдвигают прочие лирические аргументы. Но ведь именно они буквально до последнего дня, пока не разразился довольно шумный скандал, отрицали даже сам факт наличия таких детских учреждений. И именно это не даёт поверить в эффективность их контроля.

Никакого централизованного управления этими садами не существует, они управляются, да и финансируются, различными союзами и общественными организациями. Городу это, понятно, на руку: баба с возу – кобыле легче. Но что это за союзы, и какие именно ценности прививают детям в спонсируемых ими учреждениях? Утверждается, что город посылает запросы даже в Ведомство по охране конституции – австрийскую политическую полицию – на предмет того, нет ли там компромата на сотрудников садиков. Затея, конечно, благотворная: так и видишь матёрых бойцов экстремистского подполья, на отдыхе занимающихся воспитанием своей смены, начиная с годовалого возраста.

И все же есть ли уже свидетельства того, что исламские детские сады могут вызвать проблемы? Помимо уже упомянутого Себастиана Курца, нашлись и другие люди, которые дают на этот вопрос однозначный ответ: «Да, есть».

Один из них – Аднан Аслан, религиозный педагог. Его мнение основывается на беседах с воспитателями этих садов и родителями посещающих их детей. И вот вывод: воспитание в таких садах сильнейшим образом пронизано религиозными мотивами – заметьте, это говорит отнюдь не исламоненавистник! И кроме того, общаются там в подавляющем числе случаев отнюдь не по-немецки, что никак не способствует успешной интеграции.

Но и это не все. За изрядным числом «общественных организаций», финансирующих эти сады, по мнению, Аслана, на самом деле стоят экстремистские группировки. Обвинение весьма серьезное, к тому же ставящее под сомнение достаточную информированность Ведомства по охране конституции. Хотя и эту организацию упрекнуть трудно: попробуй, обзаведись надёжной агентурой в такой специфической и закрытой от посторонних среде, как экстремистские исламские сообщества.

Так или иначе, но теперь городские власти хочешь, не хочешь, а будут вынуждены вплотную заняться наблюдением за этими учреждениями, а главное – за стоящими за ними союзами и обществами.

Андрей ГОРЮХИН