Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Брат сестре не товарищ,

Брат сестре не товарищ,

image_pdfimage_print

или Как Шварценберги не сошлись во взглядах на реституцию

Элизабет фон Пецолд, принадлежащая к древнему аристократическому франконскому роду Шварценбергов, известному с XII века, ушла по уши в судебные разбирательства, призванные вернуть славному семейству бесславно отобранные у него в Чехии земли и недвижимость.

Список требований, прилагаемый к исковым заявлениям, внушительный. Именитая наследница требует вернуть в свою собственность, в частности: готический замок в Чешском Крумлове, что в Южной Чехии, который был перестроен во дворец в стиле Возрождения итальянскими архитекторами в XVI веке, ныне посещаемый ежегодно десятками тысяч приезжих; дворец Шварценбергов в столице, о котором туристический справочник пишет, что это «самый красивый и отменно сохранившийся шедевр эпохи Возрождения в Праге», превращенный в национальную галерею; а также монастырь, две пивоварни и обширные земельные угодья.

Откуда такое богатство? Объяснение простое. Это – древнейший род в Европе. Впервые о Доме Шварценбергов в хрониках упоминается в 1172 году. Один из предков Элизабет фон Пецолд доблестно сражался во время судьбоносной осады Вены армией Оттоманской империи в 1529 году. За храбрость был отмечен милостью – на родовом гербе Шварценбергов изобразили ворона, который клюёт павшего турецкого война в глаз.

Наибольшую известность приобрёл Карл Филипп цу Шварценберг – ландграф Клеттгау, граф Зульц, князь, австрийский фельдмаршал и генералиссимус времён наполеоновских войн. Он командовал австрийским вспомогательным корпусом силою около 30 тысяч человек во время похода французского императора против России. И хотя в большие сражения с русскими старался не ввязываться, Наполеон упросил Вену наградить Карла Филиппа маршальским жезлом. Однако, когда Австро-Венгерская монархия переметнулась и присоединилась к противникам «корсиканского чудовища», тот же Карл Филипп цу Шварценберг пошёл воевать со своим благодетелем.

В любом случае Шварценберги всегда были «вельможами в случае», при дворе их осыпали дарами и благами, и с годами это позволило им немало скопить и обзавестись разнообразной собственностью, как в самой Австрии, так и на территории Чехии, входившей в империю.

Но не все бывало гладко. После аншлюса Австрии в 1938 году семейство Шварценбергов продемонстрировало свою принципиальность и приверженность идеалам, бросив вызов нацистской идеологии. Так, они открыли частный парк в Вене, где при входе установили вывеску: «Евреям – добро пожаловать», что шло вразрез с уже институализированным антисемитизмом в кооптированной в рейх Австрии. Между тем ещё в 1937 году Адольф Шварценберг, дед Элизабет, выделил Чехословакии деньги на то, чтобы укрепить фортификационные сооружения на границе с Германией. Как следствие, Херман Шварценберг, отец Элизабет, был брошен в концлагерь, в Бухенвальд, а собственность конфисковали.

Война закончилась, отец Элизабет выжил, но в 1947 году по клану снова был нанесён удар. Власти Чехословакии приняли специальный закон, который лишил Шварценбергов прав на собственность и даже вынудил их эмигрировать в Австрию. В своем завещании отец просил потомков предпринять всё возможное для возвращения того, что удалось накопить непосильным трудом и ратными подвигами на протяжении столетий. Сейчас его послушная дочь подала в чешские суды 23 иска и уже потратила порядка двух миллионов евро на адвокатов, чтобы отсудить нажитое своей семьи.

Но! В семье царит разлад, разброд и шатания. Дальний родственник Элизабет фон Пецолд – Карл Шварценберг, который был усыновлен её отцом и потому превратился в брата, отказывается добиваться реституции. «Это вопрос справедливости, – напористо заявляет сестра, – и после падения коммунизма он неоднократно обещал, что будет добиваться возврата собственности, но в последнюю минуту изменил своё решение». На что брат ответил в интервью местной прессе: «Закон несправедлив, но с юридической точки зрения его не оспоришь». Сестра не замедлила парировать: раз так, то князь Карл теряет право называться единственным наследником рода Шварценбергов и права на собственность в Австрии.

Мотивы князя Карла прозрачны: сейчас он занимает пост министра иностранных дел Чешской Республики, но своей карьерой как политик занимается уже два десятилетия. Последний опрос присуждает ему 4,6% народной симпатии. Немного, но еще не вечер. Удачным пиаровским ходом стала задумка, реализованная в ходе прошлогодней предвыборной кампании, которая называлась «Пиво с Карелом». Новаторская идея заключалась в том, что Карл, он же Карел (по-чешски), заходил запросто в пивные заведения и заводил с посетителями разговоры о политике.

Ясно, что князь Карл не станет выцыганивать недвижимые семейные реликвии у государства, чтобы не спугнуть свой электорат и сохранить шансы воспарить ещё выше. А поэтому брат оказался сестре не товарищ.

Владимир МИХЕЕВ

№7-8(57), 2011

№7–8(57), 2011