Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Британцы: что нам в них не нравится

Британцы: что нам в них не нравится

vm-Brit-ne-nrav
image_pdfimage_print

Калифорнийский сайт «Куора» (Quora), возникший в 2009 году, и предназначенный для нахождения пары «вопрос-ответ» через свободное выражение мнений всех пользователей Сети, вызвал немалый ажиотаж, предложив высказаться на не вполне политкорректную тему «Что больше всего раздражает иностранцев, общающихся с жителями Британии».

Желающих внести свою лепту, будь то ложка меда или дегтя, в эту скоростную флэш-дискуссию оказалось предостаточно. На выходе, или в сухом остатке, сложилась занятная и парадоксальная мозаичная картина, которую с одинаковым основанием можно отнести и к провокации, и к диалектически сбалансированному психологическому портрету нации.

Нации, замечу, сложно-композитной, обремененной и одновременно осчастливленной богатой на события историей, воспитанной на самобытной и поучительной литературе, а также на не менее своеобычном архитектурном наследии и изобразительном искусстве. Нации, что внесла весомый вклад в общий цивилизационный котел, в том числе в области фундаментальной науки, прикладных высоких технологий, юриспруденции, медицины и так далее.

Засчитаем вышеприведенный пассаж как обязательную бочку мёда для разбавления ее совсем не комплементарными наблюдениями, составляющими своего рода «коллективный» диагноз того, что значит быть британским островитянином с позиции стороннего наблюдателя. Итак…

Первое. Британцы исключительно вежливы. Настолько вежливы, что это выдает их подавляемую таким способом природную грубость. Например, они всякий раз преуменьшают или принижают значение чего-либо, и это заставляет подозревать их в неискренности. Или – после встречи вы слышите фразу: «Это надо делать чаще», а на практике это проявляется как прямо противоположное послание: «Надеюсь, я вас больше никогда не увижу». Или – раздается реплика «О, как интересно!», подразумевающая на самом деле: «Я лучше умру, чем буду вас слушать дальше».

Второе. Вежливость опадает как осенняя листва в ураган, стоит только бриттам принять дозу алкоголя. Молодые люди, бывает, притом часто, берут годовой «отгул», обычно после окончания школы или в свою студенческую пору, и отправляются путешествовать по миру. Других посмотреть, себя показать. Называется это «gap year». Сняв с себя груз ответственности, не до конца оперившиеся юнцы обоего пола не могут устоять во время странствий перед соблазнами, превращаясь зачастую в невольника (-ницу) бутылки.

Такой же зависимостью от алкогольного дурмана отмечены британские традиции мальчишников (stag-dos) и девишников (hen parties), а также ритуал ежепятничного (а подчас и ежечетвергового) возлияния «binge drinking» (см. также  «Постыдилась бы, мамаша!», №12(105), 2015).

Третье.   Они – занудные ворчуны. Бритты вечно на что-то жалуются, считают авторы постов на сайте «Куора». На погоду, на еду, и, конечно же, на этих несносных иностранцев.

Четвертое.   Если вынести за скобки неделю высокой моды в Лондоне, то обитатели этих островов имеют смутное представление о том, как надлежит одеваться. Для начала, съехидничал один из форумчан, им нужно научиться, будучи на пляжном отдыхе в южных краях, не надевать носки, если у них на ногах сандалии или шлёпки.

Пятое.   Это самый спорный тезис, поднятый многими из тех, кому доводилось посещать Британию. Раздражение вызывает то, что там левостороннее движение. Видимо, напрягает, что при переходе улицы нужно сперва сообразить, в какую сторону поворачивать голову. Не меньшей головной болью становится для приезжих на колесах передвижение по автомобильным дорогам – приходится себя постоянно контролировать, чтобы не выехать на встречную полосу. Справедливости ради стоит напомнить, что у бриттов нет монополии на это «чудачество»: по левой стороне ездят и в Японии, и в Индии, и в Австралии.

Можно засчитать попытку авторов этого коллективного портрета в негативных тонах высказаться, не взирая на лица и не покривив душой. Не во всем с ними можно согласиться. Но у каждого – своя пара глаз, а потому своя точка зрения.

Надежда ДОМБРОВСКАЯ
№12(105), 2015