Хорватия: после выборов начинается самое интересное


Правый Хорватской демократический союз (ХДС) одержал победу на парламентских выборах в этой бывшей югославской республике. Однако до абсолютного большинства победителям далеко. Отрыв этой до сих пор главной оппозиционной партии от правящих социал-демократов невелик, поэтому в стране ожидаются затяжные переговоры о формировании нового кабинета.

Голосование такого уровня проводилось в Хорватии впервые после ее вступления в ЕС в 2013 году. Главными темами, обсуждавшимися в ходе избирательной кампании, были традиционные проблемы экономики, но впервые в дебаты ворвались проблемы кризиса, связанные с массовым приливом нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока.

Эта новая тема позволила ХДС и ее лидеру Томиславу Крамарко удержаться на гребне популярности. Он занял гораздо более жесткую позицию, чем правительство, в этом вопросе, предлагая, в частности, ужесточить пограничный контроль.

Приток беженцев в страну с населением чуть более 4 миллионов человек оказался непосильным. По имеющимся оценкам, с середины сентября 2015 года ее границу перешли почти 340 тысяч человек, направляющихся преимущественно в Германию и другие богатые страны европейского Севера.

Хорватские консерваторы повторили недавний успех польских правых националистов из партии «Право и справедливость», которые также требовали отказа от мягкого подхода европейских инстанций к наплыву беженцев (См. «Польша: «Порулили и хватит», №10(103), 2015).

Успех ХДС все же следует считать относительным, поскольку еще несколько месяцев назад отрыв от правящей партии ожидался гораздо более значительным, около 10 процентных пунктов. Т.Крамарко возглавил партию в 2013 году после ее оглушительного поражения на выборах и череды коррупционных скандалов, в результате которых на скамье подсудимых остается тогдашний глава правительства Иво Санадер. Новый лидер, который в свое время возглавлял спецслужбы Хорватии, смог изменить имидж партии, сдвинуть ее правее на политической арене, используя националистическую риторику и вспоминая гражданскую войну 1990-х годов.

Эта тактика успешно работала, пока экономические показатели оставались негативными. Социал-демократам на руку сыграло появление в начале 2015 года первых признаков улучшения экономического положения после 6 лет непрерывного спада. Премьер-министр Зоран Миланович развернул агрессивную и несколько популистскую кампанию, которая позволила ему в результате минимизировать поражение, которое при полученном раскладе сил равносильно ничьей.

Ключевую роль приобретает новичок на хорватской политической сцене – партия «Мост». Она была образована всего полгода назад группой деятелей муниципального уровня, интеллектуалами и малоизвестными политиками, но пришла на выборах третьей. Определить ее политическую ориентацию невозможно, внятных политических ориентиров пока не видно, кроме общих рассуждений о необходимости глубоких реформ.

Взлет этого движения отражает распространяющуюся в странах ЕС тенденцию, при которой в обществе формируется все более внятный спрос на альтернативную политику, пусть даже нереалистичную и путаную. Традиционные политические силы, курс которых у власти меняется лишь в тактике, но не в стратегии, вызывает растущее отторжение избирателей, многие из которых продолжают голосовать за такие партии по инерции, пугаясь неизвестности.

Именно «Мост» становится той силой, от которой зависит появление правительственной коалиции в Хорватии. Ее лидер Божо Петров заявил, что она поддержит только такое правительство, которое займется серьезными реформами администрации и судебной системы, будет создавать более благоприятную среду для бизнеса.

«Для каждой из этих реформ мы установим сроки, – сказал он. – Если в эти сроки укладываться не будут, мы поднимем вопрос о недоверии правительству, понимая, что при сложившемся раскладе именно мы обеспечиваем большинство в парламенте».

Однако в последний рабочий день перед выборами политик подписал и заверил у нотариуса заявление, в котором обязался не заключать коалиции ни с одной из двух ведущих политических партий.

При любом развитии событий, даже в случае формирования нового правительственного большинства, Хорватия вступила в полосу политической нестабильности и непредсказуемости.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ