«ЛюксЛикс»: разгребатели грязи оказались сами замараны


Более года назад Консорциум международных журналистов расследовательского жанра (ICIJ) поднял волну негодования по поводу формально законных, но чересчур ловких способов заманивания к себе иностранных инвесторов, применявшихся долгие годы властями общеевропейского перекрестка под названием Люксембург.

Неудобная правда была раскопана за полгода усилиями 76 журналистов из 40 престижных изданий, среди которых значились французская «Монд», английская «Гардиан», японская «Асахи», германская «Зюддойче цайтунг» и многие другие (см.  «Кто и зачем назначил Люксембург виновным», №11(93), 2014). Но затем случилось страшное: правда оказалась оружием с обоюдоострым клинком.

Выяснилось, что медийная группа GMG, владеющая самопровозглашенным флагманом либеральной мысли – британской газетой «Гардиан», сама не без греха. Ее издатель также обращался к властям Люксембурга, чтобы воспользоваться условиями льготного налогообложения.

Таким же мотивами руководствовались и один из владельцев газеты «Монд» месье Матье Пигасс, который свое состояние, сколоченное «непосильным трудом» под крышей банка «Лазар», прикопал не где-нибудь, а в безупречном налоговом раю, на Бермудах. Другой компаньон в издательском бизнесе под логотипом «Монд» Пьер Берже также зарегистрировал свои компании в Швейцарии и Люксембурге (и явно там же отложили на черный день свои капиталы).

Сама по себе газета «Монд» как бизнес-структура выступает партнером издания Huffington Post, которое создало холдинг для ведения дел в странах Магриба под названием Huffington Post Holding Maghrebmedia. При этом юридическим адресом холдинга служит дом под номером 67 на Бульваре имени великой герцогини Шарлотты… в Люксембурге. Более того, среди распорядителей этой компании значится Аликс Этурно, бывшая жена и мать детей Матье Пигасса, совладельца «Монд».

Круг замыкается. Замыкается потому, что чужие здесь не ходят, а в мире больших денег живут по заповедям Гордона Гекко из неглупого голливудского блокбастера «Уолл-стрит». И следуют жизненному принципу: «Жадность – это хорошо. Жадность работает».

Вадим ВИХРОВ