Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Не родился с серебряной ложкой во рту? Свободен!

Не родился с серебряной ложкой во рту? Свободен!

career
image_pdfimage_print

Как не разделить праведное негодование британского премьера Дэвида Камерона, когда он сетует на отсутствие приемлемой «социальной мобильности» в обществе! Как не восхититься его «признательным показанием», что в его стране, как нигде еще, зарплата и доходы молодых специалистов зависят от того, какой суммой прописью определялось вознаграждение его папы!

А еще – хочется шумно аплодировать звонкой фразе, составленной речистыми спичрайтерами главы кабинета, что в идеале важно одно: «Не то, откуда ты вышел, а куда ты идешь».

Вот только печалывания мистера Камерона напоминают разговоры в пользу бедных, сирых, убогих, а главное – простолюдинов. Самого-то главного по партийному списку консерватора не на помойке нашли. Как-никак в Дэвиде течет голубая кровь – его предком числится король Вильгельм IV. Отсюда и образцовая биография, напоминающая восхождение по крутой кривой. Сперва частная школа Хизердаун, потом Итон – кузница кадров для правящей элиты исключительно из аристократических отпрысков (см. «Итон порывает с традициями?», №10(103), 2015), наконец, колледж Брейзноз при Оксфордском университете. Словом, не родись счастливым, а родись в «правильной» семье.

Отсыл к первому лицу в исполнительной вертикале мне показался как нельзя кстати, чтобы на этом порфироносном и благостном фоне представить прискорбное открытие, сделанное двумя исследователями, Даниэлем Лорисоном и Сэмом Фридманом. Внимательно изучив официальную статистку занятости, они установили прямо пропорциональную зависимость карьерного роста и уровня доходов от социального происхождения.

Вот факты: разница в оплате труда между выходцами из социальных низов и потомками знатных или богатых фамилий составляет в среднем 16%; даже в таких престижных профессиях, как юриспруденция, медицина и банковско-финансовый сектор разрыв в вознаграждении достигает в среднем 7350 фунтов стерлингов в год.

Да, подвижки есть, что отрадно: чудом размножились члены кабинета, что ходили не в закрытую, оплачиваемую из кармана родителей привилегированную школу, а в обычную. Но половина министров по-прежнему есть суть «белая кость», коих школили особо тщательно, как будущих топ-менеджеров. Они же обладатели дипломов «Оксбриджа» (Оксфорда + Кембриджа).

Ли Эллиот Мейджор, руководитель «Саттон траст», известной в Британии благотворительной организации, что посвятила себя поддержке молодых людей, не принадлежащих к привилегированным слоям общества, прокомментировал откровения двух ученых. «Это служит напоминанием, насколько важно повысить уровень социальной мобильности, чтобы талантливые молодые люди из малообеспеченных семей и семей со средним достатком могли быть допущены до лучших школ и могли попасть в лучшие университеты».

Спору нет, обществу, присягающему демократическим принципам общежития, в том числе и «равенству», негоже содержать в исправности лифты социальной мобильности для избранных. Сами бритты, воздадим им должное, признают, что больше нигде не осталось такого классового деления в высшей школе, как в стране, претендующей на роль поставщика, особенно для наивных иностранцев, качественного образования.

Как утешение из откровений упомянутых авторов извлекла для себя такой факт: если ты что-то вроде «кухаркина сына или дочери» и не собираешься становится банкиром, врачом или юристом, то возрадуйся. Тебя с охотой возьмут на должность инженера или специалиста по компьютерным технологиям. Эти сферы в Британии остаются заповедником равных возможностей. К счастью, здесь не практикуют скрытую сегрегацию: «Что? Не родился с серебряной ложкой во рту? Свободен!»

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№11(104), 2015