Франция: Вольтер и борьба с террористами


Главная мишень атаки террористов 13 ноября – концертный зал «Батаклан» – по странному стечению обстоятельств находится на парижском бульваре, названного именем Вольтера, выдающегося французского мыслителя, отстаивавшего право на свободу мнений и выступавшего против религиозного фанатизма. Кстати, неподалёку на одноимённом бульваре находится и редакция сатирического еженедельника «Шарли эбдо» – жертвы предыдущего, январского нападения джихадистов.

Вольтер считал терпимость к любой религии необходимым условием для мира и процветания государства. Именно этой идее он посвятил в 1763 году свой знаменитый «Трактат о веротерпимости». Его труд и сегодня не утратил актуальности, однако его выводы и призывы далеко не всегда учитывают представители не только мусульманской религии.

Это продемонстрировали всему миру вооружённые контрпродуктивные вмешательства европейцев в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии, Мали…

Скоординированная серия ужасных терактов в самом сердце европейской цивилизации вполне может свидетельствовать о новой, ещё более зловещей стратегии джихадистов – переходе от отдельных атак разрозненными группами к настоящей тотальной войне. Этому во многом способствовала непродуманная и противоречивая политика объединённой Европы, в том числе, в области иммиграции. Достаточно сказать, что, все ещё страдая синдромом войны в Алжире, Франция привечает почти без разбора выходцев из мусульманского мира, желающих безбедно жить в этой стране за счёт местных налогоплательщиков. В результате число людей, исповедующих ислам, достигло уже 8% населения, и продолжает расти. Власти позволяют мусульманам строить мечети, но их детям запрещено посещать школы в хиджабе, и это – не единственное противоречие…

Сегодня, по горячим следам парижских терактов, в европейской прессе звучат призывы к Западу – включая не только США, но и Израиль – сплотиться в мощном противостоянии невиданному злу. Подчеркивается необходимость перейти от слов и дипломатии к делу: разрушить осиные гнёзда джихадистов, прежде всего, «Исламского государства» в Ираке и Сирии, причем, с использованием сухопутных вооружённых сил. Не щадить и другие радикальные антизападные группировки исламистов.

А какой должна стать политика в отношении традиционных союзников США и Европы – Саудовской Аравии, Катара и Кувейта, оказывающих финансовую помощь «борцам с неверными»? И как быть с «пороховой бочкой», образуемой сегодня Ираком, Ливией и Сирией, в результате самоубийственных действий Запада во главе с Вашингтоном?

Эти неизбежные важные вопросы пока не ставятся, во всяком случае, публично. Но на них уже совсем скоро придётся отвечать, если, конечно, Запад всё-таки перейдёт от деклараций о намерениях к делу.

Андрей СМИРНОВ