Португальцы пострадали от «жёсткой экономии», но оставили правительство у власти


Балансировавшее на грани ухода в отставку правоцентристское правительство Португалии одержало сенсационную победу на парламентских выборах. За коалицию социал-демократов и христианских демократов 4 октября проголосовали 38,6% избирателей, при этом главная оппозиционная сила – социалистическая партия — собрала 32,4%. Таким образом, победители получили в законодательном органе большинство мест, но потеряли принадлежавшее им абсолютное большинство мандатов.

Социалисты сразу же объявили, что не намерены вступать в правящую коалицию с правоцентристами, что предвещает будущему правительству трудную жизнь. Успешным стало первое выступление «Левого блока», поддерживаемого испанским радиальным движением «Мы можем» и греческой партией СИРИЗА: 10,2%, что позволило опередить коалицию коммунистов и «зелёных» с их 8,3% (оба блока ратовали за выход Лиссабона из еврозоны). Нынешнее волеизъявление продемонстрировало также политическую усталость и апатию португальцев – к урнам не явились более 43% имеющих право голоса.

Относительная стабильность даже в период финансовой бури позволила правительству премьер-министра Педру Пассуша Коэльо впервые после свержения диктаторского режима в Португалии в апреле 1974 года пробыть у власти весь легислатурный срок. Причём это случилось несмотря на то, что правящий кабинет с 2011 года упорно проводил политику жёсткой экономии, навязанную «тройкой» – Международным валютным фондом, Евросоюзом и Всемирным банком (см. «Португалия: жёсткие меры дают плоды», №4(86), 2014). Достаточно сказать, что около пятой части населения самой западной страны Европы сейчас вынуждено прозябать на минимальную зарплату в 505 евро в месяц. Безработица, особенно среди молодёжи, зашкаливает, и только за последние два года эмигрировали более 200 тысяч молодых португальцев… Однако экономика страны вернулась к росту – в первом полугодии текущего года этот показатель достиг 1,5%, превысив среднеевропейский.

Итак, консервативные партии сохранили власть, но управлять страной им предстоит с оглядкой на однопалатный парламент, в котором абсолютное большинство мест будет принадлежать представителям левых и леворадикальных сил. Некоторые аналитики в Лиссабоне поспешили назвать возникшую ситуацию тупиковой.

Как бы то ни было, но нынешний пример показывает, что сокращение государственных расходов, жёсткая финансовая дисциплина и проведение социально-экономических реформ в большинстве случаев срабатывает. В той или иной мере так произошло в Ирландии, Испании, на Кипре, а теперь – в Португалии. Особняком в этом ряду, правда, стоит Греция, но о положении в Элладе читайте посвящённые ей материалы нашего журнала.

Александр СОКОЛОВ