«Колючка» в сердце Европы


Острый дипломатический кризис, вспыхнувший в конце августа между Парижем и Будапештом в связи с реакцией Франции на решение властей Венгрии соорудить 175-километровое заграждение из колючей проволоки на границе с Сербией для сдерживания тысяч нелегальных иммигрантов, стал, пожалуй, одним из наиболее зримых подтверждений нерешаемости самой острой ныне проблемы Европейского Союза. Ибо, как сказал знаменитый русский баснописец, «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»…

В то время как столицы одних европейских государств начинают беспомощно барахтаться в потоке пришлых людей, другие не жалеют усилий, чтобы любым способом избежать подобной напасти. По этому поводу заокеанская газета «Вашингтон пост» съязвила: «Британия приняла так мало беженцев из Сирии, что они уместились бы в одном поезде метро». А Германия, продолжим эту мысль, только в текущем году готовится предоставить убежище 800 тысячам человек, и, более того, канцлер Ангела Меркель пообещала даже в нарушение Дублинской конвенции не отправлять сирийцев в те страны, где они впервые пересекли общую границу ЕС.

Столь разительный контраст в подходе не только Лондона, но и правительств восточноевропейских стран к решению острейшей проблемы помогает понять причину провала «единой политики ЕС» в этой сфере.

Минувшим летом и в начале осени Венгрия, вслед за Италией и Грецией, превратилась в столбовую дорогу для беженцев и нелегальных иммигрантов, спасающихся от вооруженных конфликтов в Ираке, Афганистане, Сирии и Ливии.

Если в прошлом году новым маршрутом в богатую Европу через Балканы воспользовались примерно 40 тысяч человек, то с начала текущего года – уже более 100 тысяч. Для сдерживания мощного потока незваных гостей венгерское правительство запросило у Брюсселя дополнительно к полученному 61 миллиону евро помощь в восемь миллионов. Однако Европейская Комиссия пока не считает эту страну первой линией «антииммиграционного фронта» и не спешит выделять допсредства, а тем более – создавать на территории Венгрии пункты приёма пришельцев наподобие тех, что действуют в Италии и Греции.

Это спровоцировало резкую реплику из уст Яноша Лазара, начальника кабинета венгерского премьера. По его оценке, Еврокомиссия «унизительным образом распределяет фонды для противостояния миграционному кризису. Старые государства-члены ЕС вырывают деньги у молодых».

Однако защитные заграждения высотой четыре метра даже из колючей проволоки, как показывает повседневная жизнь, не столь уж труднопреодолимое препятствие не только для преступников и мошенников, но и для обезумевших от горя беженцев с детьми (см. «Заборы беженцев не остановят», №7-8(101), 2015). Увы, эффективного способа обуздать нынешний великий исход, сравнимый с массовым перемещением народов во время Второй мировой войны, современные отцы Европы найти не способны. Их бессилие стимулирует контрабанду «живым товаром», гибель людей, порождает опасную ксенофобию и даже нацизм в своих странах.

Растерянные европейские руководители сегодня всё громче задают вопрос: что делать? Но пока стесняются произнести неизбежное: кто виноват в том, за что приходится расплачиваться столь высокой ценой? Кто превратил, правда, с европейской помощью, Ирак, Афганистан, Сирию, Ливию в ад, из которого бегством спасаются миллионы людей?

Возможно, ответ на этот вопрос президенты и премьер-министры осмелятся сформулировать, когда нынешний хозяин Белого дома, лауреат Нобелевской премии мира (!), покинет свой пост.

Сергей ИЛЬИН