Непонятные недуги осени-2015


Во Франции существует понятие – «возвращение», rentrée. Изначально оно относилось к школьной жизни и отображало момент, когда дети возвращались в школу после летних каникул. Со временем понятие расширилось и теперь воспринимается как возобновление активности после летней паузы, включая активность политическую.

Нынешняя европейская rentrée станет более бурной, чем даже в прежние неспокойные годы. Это связано с двумя явлениями, которые приобретают для стран ЕС эпические масштабы, даже ставя под вопрос нынешнюю модель этого объединения и его плавучесть.

Первая проблема – нелегальная иммиграция. Вторая – новый приступ финансово-биржевого кризиса.

Нелегальная иммиграция за минувшие месяцы, недели и даже дни перешла из фазы обыденного неприятного явления в квази-боевые действия. Прорывы нелегалов через тоннель под Ла-Маншем, десанты на греческие курортные острова и форсирование границ балканских стран с осадами поездов и окружением растерянных стражей порядка стали обыденной картинкой в выпусках телевизионных новостей.

Реакция европейских политиков отражает и их растерянность: они не знают, что делать. Применять силу? Сворачивать предусмотренные привлекательные для таких переселенцев программы помощи, в том числе, материальные, для ожидающих решения своей судьбы нелегалов? Создание тяжелых условий в лагерях этих переселенцев, чтобы отвадить их, как это предлагал коллегам из Европы бесхитростный премьер-министр Австралии? Наконец, пристроить Брюсселю непроданные России «Мистрали», чтобы сделать из них плавучие иммигрантоприемники в Средиземном море, как предлагал один французский депутат?

Люди от практики, наверно, могли бы согласиться с набором этих и иных подобных средств. Но для этого в ЕС надо отказаться от правозащитной риторики и, может быть, даже признать, что захлестывающий поток иммигрантов в значительной мере стал отголоском западных военно-политических авантюр в Африке и на Ближнем Востоке. Вряд ли нынешние лидеры в европейских странах, принципиально на публике не признающие своих ошибок, готовы к этому. Альтернатива? Продолжение нынешних конвульсий при отсутствии эффективной стратегии, что перестает устраивать значительную часть европейского общества.

Но есть еще одна печаль. Положение на финансовых рынках разгоняет соревнование по девальвации национальных валют для сохранения конкурентоспособности собственных экономик, а сбои в биржевой сфере красят в черный цвет разные дни недели, ставят власти всех стран, включая европейские, перед необходимостью что-то решать. Курсы акций скачут, сырьевые товары нестабильны, валютные кривые в предынфарктном состоянии.

Если в 2008-2009 годах рост экономики Китая амортизировал последствия родившегося в США глобального кризиса, то сейчас сам спасатель оказался в сложном положении. Больше спешить на помощь некому. Тогда под китайским прикрытием рынки ЕС, Японии и особенно США были залиты дешевыми деньгами в беспрецедентных объемах, что позволило стабилизировать положение, а в США даже оживить деловую активность. Китайская экономика росла, вытягивая из болота спада самонадеянных соседей по планете. Паника улеглась, удалось снизить ссудные проценты, избежать дефляции. Всего за 8 лет было напечатано 7,3 триллиона долларов, примерно десятая часть глобального ВВП. Куда пошли эти деньги? Не они ли привели к глобальному же росту задолженности?

Коренная причина происходящего, включая неспособность ЕС выйти из многолетней полосы почти нулевого роста, кроется в том, что кризис 2008 года был не обычным циклическим явлением, а обозначил финиш либеральной экономической модели, развивавшейся в западных странах примерно с конца Второй мировой войны. Рецепты преодоления кризиса, срабатывавшие в либеральной модели, теперь результата не дают. Именно это и позволяет говорить именно о сбое самой модели: изменилась болезнь, должно измениться и лекарство. Как? Ответ на этот вопрос заслуживает как минимум – Нобелевской премии по экономике. Пока в очереди за ней никого не видно.

Нелегальная иммиграция и новый виток финансового кризиса, эти две головоломки, сравнимые с квадратурой круга, стоят сейчас перед европейскими политиками. Они отодвигают на второй план прочие их объективные и рукотворные проблемы – от гниения Украины и проблем со строительством нового железного занавеса вокруг России до растущей угрозы терроризма и борьбы с Исламским государством на Ближнем Востоке. Сложная получается rentrée.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ