Заборы беженцев не остановят


Европейские страны буквально захлёбываются в накатывающих на них волнах иммигрантов. Попытки решения этой насущной проблемы выливаются в горячие, чтобы не сказать горячечные, политические дебаты, в которых поиск истины чаще подменяется стремлением получить сиюминутные политические выгоды. Но проблему все-таки решать надо, поэтому весьма полезно прислушаться к мнению эксперта, которого трудно заподозрить в политической ангажированности.

Даниэль Тюм из Констанцского университета считается в Германии одним из ведущих специалистов в области иммиграционного права. Может ли он предложить разумные рецепты? Правы ли, по его мнению, те, кто подобно венграм рассчитывают с помощью возводимых на границах заборов пресечь поток нежелательных приезжих? Стоит ли восстановить пограничный контроль, разрубив шенгенское пространство на национальные сегменты?

Прежде всего, надо констатировать очевидное, считает эксперт. Необходимо дифференцировать людей, ищущих убежища, в зависимости от того, из какой страны они прибыли. Скажем, в государствах Западных Балкан ситуация совершенно иная нежели в Сирии, Афганистане или Эритрее, где люди действительно подвергаются преследованиям по политическим мотивам. Поэтому понятно, что косовские албанцы, чуть ли не строем топающие в поисках счастья в благополучные страны Европейского Союза (см. «Косово: иллюзии иссякли»), на получение статуса беженца рассчитывать не должны, уверен Д.Тюм.

Значит, для экономических беженцев дверь в Германию закрыта? По мнению эксперта, те, кто просто ставит перед собой цель избавиться от мучительной жизни в нищете, ошиблись адресом, и в ФРГ таким делать нечего. Но часто проблема заключается в том, что, хотя в получении статуса беженца этим людям отказано, они просто остаются жить в стране и высылка их восвояси, вроде бы обязательная, предусмотренная законом, так и не происходит. Какое-то время они преспокойно живут-поживают в Германии, а когда подходит срок, подают запрос на предоставление права на пребывание. Заметим, бундестаг несколько недель назад облегчил положительное решение подобных запросов. И те, кому было отказано в получении статуса беженца, приобретают право легально оставаться в стране. Что это как не довольно эффективно действующий канал экономической иммиграции?

Но, возможно, в случае с приезжими с Западных Балкан, без стеснения стремящихся присоседиться к чужому пирогу, поможет то, что этот регион утратит для немецких чиновников свой нынешний статус, а расположенные там страны перейдут в категорию «безопасных»? Именно об этом сейчас в Германии ведутся активные споры (см. врез 1).

Д.Тюм вовсе не считает это панацеей, поскольку миграционные потоки вызываются к жизни многими причинами. Частично они порождаются трудностями жизни в странах происхождения. Но многое зависит и от тех условий, которые беженцам создаются в странах, куда они активно стремятся. Поэтому изменения должны быть комплексными.

Скажем, запросы на предоставление убежища следует обрабатывать значительно быстрее, а германские бюрократические мельницы мелют неспешно. Сейчас чиновники работают так же, как мокрое горит. А если бы решения принимались в большем темпе, то и псевдобеженцы поняли бы, что резину тянуть им не удастся и перспектив зацепиться в Германии у них просто нет. Да и сами немцы, в большинстве своём весьма недовольные наплывом незваных гостей, видели бы, что власти не просто плывут по течению, а пытаются решить назревшую проблему.

Д.Тюм не думает, что жизнь в западнобалканских странах стала образцом комфорта и спокойствия, но это отнюдь не повод с распростёртыми объятиями принимать всех, кому вздумалось переселиться в более благополучные края. Никаких целенаправленных преследований в том смысле, который позволил бы обосновать предоставление убежища, там не ведётся. Даже в отношении цыган, составлявших заметную часть потока «понаехавших».

По мнению эксперта, желание попытать счастья в Германии, которое активно проявляют приезжие с Западных Балкан, можно было бы сильно охладить, если бы им урезали сумму, выдаваемую в качестве карманных денег во время пребывания в Германии. Её уже предлагали серьёзно ограничить, поскольку сейчас содержание, которое гости получают в Германии, в родных пенатах для таких экономических беженцев – недостижимая роскошь, к которой они готовы стремиться сквозь все преграды. Беда в том, что Конституционный суд ФРГ уже принял ряд решений, которые осложняют проведение в жизнь даже такого, казалось бы, очевидного решения как сокращение незаслуженной «пенсии» для липовых беженцев.

Вполне разумен был бы и такой вариант обеспечения беженцам «достойных условий существования», на которых непреклонно настаивают гуманисты из правозащитных организаций. Вместо денег, которые можно израсходовать самыми разными способами, в том числе, и способными привести в ужас всех озабоченных проблемами беженцев, им можно было бы выдавать талоны на товары и сертификаты на оказание услуг. Д.Тюм считает такой вариант более оправданным, чем нынешнее положение дел. Собственно, раньше так и поступали, но потом – заметим, по настоянию некоторых федеральных земель! – от этой практики отказались. Как раз накануне взлёта числа беженцев…

Для тех, кто прибывает в Германию с Западных Балкан, баварский Христианско-социальный союз предлагает строить лагеря прямо рядом с границей, не развозя их по всей территории ФРГ. Разумеется, слово «лагерь» навевает в Германии не самые приятные воспоминания. Равно как и термин «беженцы второго сорта», который тут же пустили в оборот вездесущие правозащитники. Но министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер дал оппонентам отповедь, сказав, что дискуссию об ужесточении иммиграционного законодательства надо вести без политических шор. Д.Тюм согласен с этим и считает, что в Германии слишком мало отправляют обратно на родину тех, кому было отказано в предоставлении статуса беженца и делать это надо активнее.

Поможет ли решить проблему введение визового режима, скажем, с теми же западнобалканскими странами? Ведь после того, как он был отменён, резко взлетело число соискателей статуса беженца. Здесь все дело в том, что для возврата к прежнему положению необходимо получить одобрение на общеевропейском уровне. Казалось бы, что может быть проще и разумнее, чем просто исключить определённые страны из числа тех, от граждан которых принимаются заявки на предоставление убежища? Но для этого необходимо внести изменения в общеевропейские нормы и правила, что по сложности вполне можно приравнять к подвигам Геракла. К тому же это займёт весьма продолжительное время: чиновники в европейских столицах тоже торопиться не любят. Пока дело выглядит так, что всё закончится произнесением грозных слов, пусть даже и прозвучавших из уст самой Ангелы Меркель.

Но когда все ограничивается разговорами, на искателей лучшей жизни это оказывает, скорее, стимулирующее воздействие. Руководствуясь известным принципом «кто не успел, тот опоздал», они только быстрее стремятся к своей цели, пока на пути не возникли дополнительные преграды. Скажем, обычно в летнее время приток беженцев в Германию спадал. Но только не в этом году, когда, похоже, он может оказаться рекордно высоким.

Андрей ГОРЮХИН

 

Позиции пока расходятся
Между партнёрами по правящей в Берлине большой коалиции – христианскими демократами и социал-демократами – в подходе к проблеме иммиграции есть различия, которые невозможно не заметить.
«Геноссен (товарищи)», как называют социал-демократов, выступают за принятие закона об иммиграции, мотивируя это тем, что в стране не хватает квалифицированной рабочей силы. (см. врез 2) Между прочим, ФРГ и так стоит на втором месте в мире – после США – среди стран, являющихся желанной целью иммигрантов.
Президиум ХДС будет обсуждать эту тему в середине сентября, чтобы затем вынести её на съезд. Как в партии относятся к возможности принятия нового закона? Вроде бы не так давно Ангела Меркель положительно отозвалась об этой перспективе, и это позволило социал-демократам заговорить о том, что она-де «приблизилась к реальности». Возможно, здесь сказалось то, что христианские демократы, похоже, решили пойти на размен – они согласятся на принятие закона, а их партнёры пойдут на то, чтобы снять с выходцев из западнобалканских стран ярлык «опасных для проживания».
Но все дело в том, что у ХДС есть ещё один младший партнёр – баварский Христианско-социальный союз (ХСС), который резко противится самой возможности принятия нового закона. Глава этой партии Хорст Зеехофер подчеркнул, что «при участии ХСС не может быть принят закон об иммиграции в Германию, который привёл бы к увеличению притока приезжих».
Разумеется, на его голову обрушивались и продолжают рушиться обвинения в местном баварском популизме, сравнения его аргументов с застольными беседами в пивной и причисление его к ксенофобам из движения рассерженных граждан «Пегида». Лидер гессенской земельной организации СДПГ Торстен Шефер-Гюмбель язвительно заметил, что «господин Зеехофер регулярно прочерчивает пограничные «красные линии». Мы знаем, что зачастую на следующий день они перестают действовать». Ясное дело, это более чем прозрачный намёк на то, что ХДС, играющий в союзе с ХСС роль безусловного запевалы, объяснит строптивым баварцам, куда они могут засунуть свои протесты. Правда, на сей раз все может сойти не так просто, поскольку чревато очень сильным ударом по авторитету ХСС в родной Баварии.
О каком законе речь?
Долгими десятилетиями иммигранты прибывали в Германию сотнями тысяч, и никакой полемики это в обществе не вызывало, поскольку была уверенность, что явление это временное и они в конце концов вернутся в родные края. Тогда и родился прочно вошедший в употребление эвфемизм – «гастарбайтер», дословно – «гость-работник». Как мы все знаем, это гостевание изрядно затянулось, чего при минимальной дальновидности вполне можно было ожидать. Но предпочитали делать вид, что всё идет, как задумано, пока не осознали, что в стране обосновались миллионы людей, совершенно не собирающихся никуда уезжать. А уж для тех, кто за эти годы родился в ФРГ, турецкие или арабские деревни, из которых уехали их родители, стали и вовсе чуждым миром.
Но поток приезжих не иссякал, и в 2005 году в силу вступил первый в истории Германии иммиграционный закон. Теперь в него собираются вносить изменения, с которыми согласны не все, взять хотя бы баварский Христианско-социальный союз.
Но приток приезжих надо серьёзно регулировать, нравится это кому-то или нет. В 2014 году в Германию прибыло 1,23 миллиона иммигрантов – такого не бывало с 1993 года. Пусть эксперты продолжают горячо спорить, сможет ли без такого притока рабочей силы обойтись германская экономика. Мы же отметим, что этот поток делится на четыре основных группы – граждане ЕС, беженцы и лица, просящие предоставления политического убежища, люди, приехавшие в соответствии с законом о воссоединении семей и граждане третьих стран, прибывшие на работу в ФРГ. Заметим, что последняя категория составляет в общей массе приезжих скромные 5%. Переселенцы из других стран ЕС тоже, как правило, без работы сидеть не станут. Чего ждать от двух других категорий приезжих, вы и сами легко догадаетесь.
Так вот, иммиграционный закон касается только приезжих из третьих стран: для всех остальных действуют иные правила и нормы. Граждане ЕС пользуются полной свободой передвижения и правом на работу в любой стране Союза, а на беженцев распространяется то, что называют гуманитарными критериями, то есть, если называть вещи своими именами, это заведомо не работники, а нахлебники.
Теперь о работниках. Тот, кто решил своим трудом крепить процветание Германии, должен обзавестись рабочим местом загодя. Но поскольку не бывает правил без исключений, выпускники высшей школы могут приехать и просто так, и им дадут полгода на поиски работы. Действует определённая минимальная граница в оплате труда, и на меньшую сумму заработка приезжие соглашаться не могут, как бы им этого ни хотелось.
Для людей без высшего образования правила другие – им можно приехать лишь тогда, когда они владеют требующейся профессией. В этот перечень входят около 50 специальностей, он обновляется каждые полгода. Правила оплаты труда для таких работников те же, что и для немцев.
Чего хотят сторонники принятия нового закона? Их цель в том, чтобы квалифицированный работник мог легко выяснить, каковы его шансы на германском рынке труда, и без сложностей и проволочек занять интересующее его место. Звучит, как это всегда бывает на уровне предложений, весьма заманчиво. Но, по мнению экспертов в области миграции, германское иммиграционное законодательство уже сейчас является одним из самых либеральных во всех странах ОЭСР. Может быть, довольно было бы просто выполнять действующие правила и несколько окоротить ретивых чиновников, которые без конца множат поправки, дополнения и указания, превращающие это законодательство в тёмный лес?