Главная > Финансы & банки > Экономика > Франция готова предложить реформу зоны евро

Франция готова предложить реформу зоны евро

euro-reform_my
image_pdfimage_print

Но сделает ли она это?

После завершения периода летних отпусков Франция намерена внести официальные предложения, предполагающие изменения в организации еврозоны. Тем самым она надеется не только показать, какие выводы могут быть сделаны из недостатков, выявленных греческим долговым кризисом, но и вернуть себе утерянное идеологическое лидерство в ЕС.

В окружении президента Франции Франсуа Олланда дают понять, что идея состоит в реорганизации системы управления еврозоной и одновременном формировании группы стран, готовых участвовать в движении к реальному налоговому и социальному союзу.

Часть французских идей была уже представлена в ходе контактов с руководителями Германии. Они попали в прессу со слов самого нынешнего хозяина Елисейского дворца.

Основные предложения сводятся к следующему:

- Создание общего экономического правительства для стран еврозоны;

- образование Европейского валютного фонда с целью быстрого и солидарного решения возникающих финансовых проблем;

- появление собственного бюджета еврозоны;

- формирование реального банковского союза, предусматривающего гарантии депозитов и механизмов противодействия массированным утечкам капиталов, не ограничивающегося, как сейчас, простым централизованным надзором за этими финансовыми учреждениями;

- создание общей парламентской структуры для стран еврозоны (видимо, без новых выборов, а путём объединения в отдельную палату депутатов Европарламента от соответствующих государств);

- введение единых размеров минимальной заработной платы для исключения возможности социального демпинга;

- гармонизация корпоративных налогов для исключения возможности налогового демпинга;

- формирование общей системы страхования безработицы.

Если Париж пойдёт на этот шаг и действительно станет продвигать в Брюсселе такие инициативы, то это потребует тесного взаимодействия с некоторыми ключевыми партнёрами, прежде всего, с Германией.

Сам Берлин ныне не может брать на себя лидерство в этом вопросе по целому ряду причин, главная из которых – потеря репутации в результате негативной роли, которую он сыграл в процессе решения греческой долговой проблемы. Но без немцев французские инициативы успеха иметь не будут. Другими важными партнёрами Франции должны стать Испания и Италия. Французы уверяют, что они начали работать с этими странами в нужном направлении. К ним, как ожидается, скоро присоединятся остальные страны-основатели нынешнего ЕС.

На практике дело обстоит вовсе не так легко, как на бумаге. У ключевых партнёров, прежде всего, у Франции и Германии сохраняются большие различия в понимании того, к чему должна вести европейская интеграция. Бывший председатель Европейской Комиссии Жак Делор образно сформулировал это: «Франция не готова делить свой суверенитет, а Германия не готова делить экономические риски».

Однако нынешнее направление мысли в парижских коридорах власти предполагает как раз большую степень раздела как суверенитета, так и рисков. Решатся пойти на такой шаг главные партнёры? Или же безобразные тяжбы с 2009 года и вся греческая долговая трагедия все же чему-то научили лидеров ЕС и вынудят участников еврозоны пусть задним числом, но все же достроить фундамент, на который должна опираться любая валюта?

Андрей СЕМИРЕНКО

№7-8(101), 2015