Главная > Дневник событий > В фокусе > Люксембург у руля: программа действий

Люксембург у руля: программа действий

02-guidelines
image_pdfimage_print

Во второй половине 2015 года бразды правления, точнее центр организационной работы Европейского Союза на шесть месяцев перемещается в Люксембург. Какова же рабочая программа этого председательства? Или, точнее говоря, каковы планы Европейского Союза, которые в эти полгода должны реализовываться под водительством Великого герцогства?

Об этом можно узнать из документа, подготовленного в полном соответствии с традициями преемственности тремя странами, последовательно удостаивавшимися организационных полномочий – Италией, Латвией и самим Люксембургом. Эта программа деятельности рассчитана на период с июля 2014 по декабрь 2015 года включительно. Её текст занимает добрую сотню страниц, поэтому давайте остановимся лишь на некоторых аспектах.

В программе подчёркивается приверженность последовательному проведению в жизнь политики добрососедства на восточном и южном направлениях. С восточным добрососедством у ЕС пока как-то не очень задаётся – безумства киевских экспериментаторов, дружелюбные санкции против России, ну, вы сами всё знаете. Но Европейский Союз продолжит уделять этому региону пристальное внимание, обещает программа. А результаты этого мы все когда-нибудь увидим.

Программа добрососедства на южном направлении тоже будет занимать верхние строчки в повестке дня ЕС. Союз «продолжит поддерживать демократические преобразования в регионе с помощью уже созданных международных и местных механизмов». Речь идёт, в частности, о Сирии, Ираке и Ливии, где демократия утвердилась во всей красе. Тунис и Египет тоже два подлинных оазиса благополучия. Однако поддержка Европейского Союза «жизненно необходима для демонстрации результатов Арабской весны, а также в качестве примера другим странам, переживающим переходный период».

Что же, с этим нельзя не согласиться, пример получился на славу. Осталось только посмотреть, много ли отыщется стран, готовых вдохновиться успехами сирийской и ливийской демократии и взять на вооружение столь многообещающий образец.

ЕС, как он это старательно делает уже не одно десятилетие, будет поддерживать политический диалог с Турцией, стремясь к тому, чтобы она строила свою внешнюю политику в тесной координации с Европой и на основе тех принципов, которые положены в основу нескончаемых переговоров о присоединении Анкары к Союзу. Но и с теми странами, которые расположены поблизости от границ ЕС, но не стремятся слиться с ним в одно целое, Брюссель тоже будет поддерживать тесные отношения.

Разумеется, ключевым партнёром останется США, а приоритетом в двусторонних контактах будет создание трансатлантической зоны свободной торговли. Не будут забыты также такие проблемы как энергетическая безопасность, изменение климата, защита данных и кибербезопасность.

Вообще, в международной части этой обширной, как мы уже отмечали, программы действий не остался не упомянутым ни один регион, ни одна влиятельная международная организация. Для европейских стран указаны параметры взаимодействия даже с такими «державами», как Андорра, Сан-Марино и Монако.

А Россия? Ну как же, есть там строки, посвящённые и ей. Стратегическое партнёрство с нашей страной «будет пересмотрено в свете развития ситуации на Украине, включающей Крым». А Москву будут продолжать призывать поддерживать безопасность в соответствии с Заключительным актом Хельсинкского соглашения, Парижской хартией, принципами ОБСЕ и Совета Европы. В общем, читайте эти замечательные документы, и вы все поймёте. Огорчительно только одно: чем дальше, тем больше каждая из сторон толкует их по-своему, уверяя, что «твёрдо придерживается и нерушимо сохраняет…» Какой диалог возможен на такой основе? Да вот такой, какой вы видите, потому и удивляться нечему.

Хорошо, оставим в стороне международные отношения: в них всегда проблем и подводных камней явно больше, чем хотелось бы. Может быть, в ближайшие полгода можно рассчитывать, что в других областях будут решены серьёзные и болезненные проблемы? Давайте действовать в режиме вопрос – ответ.

Финансы? Ответ: Греция. Занятость? Ответ: почти 28 миллионов безработных. Социальная сфера? Ответ: четверть общего населения ЕС живёт на грани нищеты. Иммиграция? Ответ: нескончаемые споры по поводу квот на приём «понаехавших» и открытое нежелание помогать южным приграничным странам, на которые накатывается неостановимый вал беженцев. Демография? Даже продолжать не хочется…

Это всё не злобные выдумки евроскептиков, эти проблемы взяты из той самой программы действий. Есть ли шансы, что их удастся разрулить не то что в ближайшие полгода, а хотя бы в обозримой перспективе? Судите сами.

Если вы теряетесь в догадках, то давайте поищем помощи всё в той же программе. Ну вот хоть к решению проблемы безработицы, какой подход предлагается в этом документе? Процитируем: «продолжим делать упор на мобильность, социальный диалог, создание качественных рабочих мест, структурные реформы рынка труда и инвестиции в социальный капитал». Теперь поняли? Вот он где, оказывается, находится-то, золотой ключик. Теперь, когда мы вооружены этим знанием, остаётся только пожелать исполнителям успеха в работе.

Вообще, программу составляли люди аккуратные и дотошные, которые стремились не упустить ни одного важного момента. Про безопасность труда есть? Конечно! Про отпуск в связи с рождением ребёнка? А как же! Равенство полов? И этой фундаментальной ценности уделено место. Защита маргинализируемых групп населения, в частности, цыган? Будьте любезны! Охрана здоровья и защита прав потребителей? И этому уделено должное внимание. Да что там долго перечислять, когда даже поставка овощей, фруктов и молока в школы нашла своё отражение в программе деятельности председательствующих стран.

Разработана она, как мы уже говорили, на срок в полтора года, то есть сейчас эксперты трёх последующих стран-председателей вместе с чиновниками из Европейской Комиссии корпят над составлением аналогичного документа для следующей тройки. И всем хорошо, все при деле.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№6(100), 2015