Главная > Дневник событий > В фокусе > Евро: перманентный кризис или новое рождение?

Евро: перманентный кризис или новое рождение?

image_pdfimage_print

Нет смысла перечислять все новости, которые несли летние дни с глобальных финансовых рынков, и то, как европейские политические инстанции на них реагировали. Эта тема приняла такие масштабы, что даже домохозяйки на подмосковных дачах стали интересоваться, что это за «рейтинговые агентства», про какой «потолок государственного долга США» идет речь, и что будет с евро?

Одно из центральных звеньев непрекращающихся финансовых потрясений – проблемы зоны евро. В ходу – множество толкований и объяснений происходящего, в том числе и взаимоисключающих. Если раньше европейские власти казались озабоченными тем, чтобы снижение темпов роста не перешло в масштабный спад производства, то теперь они встревожены масштабами задолженности. Это может быть задолженность государств (Греция, Португалия, теперь Италия, потенциально Кипр, а там и Бельгия не за горами) или национальных банковских систем (Ирландия, надвигается Испания).

Такое положение толкает на принятие программ жесткой бюджетной экономии для снижения долгового бремени. Последняя по времени такая программа – итальянская, предусматривающая сокращение государственных расходов на 45 миллиардов евро. Греческий государственный долг составляет (по данным МВФ на апрель 2011 года) 152% ВВП, итальянский – 120%, ирландский – 114%, бельгийский – 97%... Если долги не снижать, их обслуживание становится непосильным для экономики той или иной страны. Уже сейчас в Италии эта статья расходов равна 70 миллиардам евро в год! Значит, казне надо сокращать расходы, увеличивать доходы – экономить на всем, чём можно. Таков классический рецепт либеральной школы. Но в этом случае подрывается основа роста экономики, снижается внутренний спрос, возвращается призрак экономического спада. Опыт Греции уже это всем показал. Неужели нет выхода из замкнутого круга?

Конечно, главы государств и правительств стран ЕС на экстренной сессии в июле приняли долгожданное решение о дополнительных мерах по спасению Греции. Показательно, что этому предшествовала встреча втроем в Берлине – руководителей Германии, Франции и Европейского центрального банка, на которой были обговорены основные контуры будущего компромисса. Это вновь подтвердило: без франко-германского тандема ЕС политически беспомощен. Афины, в свою очередь, ценой больших социально-политических потерь утвердили план оздоровления государственных финансов, структурных реформ. Потом из Брюсселя и некоторых других европейских столиц следовали ожидавшиеся заявления и действия – как реакция на продолжавшиеся шараханья рынков. Степень успешности всего этого была разной (например, проведенные стресс-тесты европейских банков на устойчивость к риску новой волны кризиса оказались в целом провальными), но не в этом дело.

Европейские элиты, кажется, наконец-то поняли, что полумерами не отделаться, что придется принимать радикальные решения ради сохранения зоны евро. Видимо, даже упрямцы в Берлине осознали, что спасение евро отвечает в первую очередь долгосрочным, стратегическим интересам Германии и ее промышленности. Наверно, долгосрочное решение будет найдено в направлении, которое в начале 2011 года обозначила Франция. Оно получило мудреное наименование «экономическое правление» – корявый перевод французского термина gouvernance e conomique, но русский язык беден на экономическую терминологию. Это предполагает хотя бы координацию бюджетной, фискальной политики стран-участниц еврозоны. Такая координация в перспективе должна быть заменена на единство политики в области формирования бюджетов и налогообложения, но уже на начальном этапе она придаст единой валюте тот базис, которого она была лишена при своем создании в 1999 году. Теоретически это сделает невозможным разброд и шатания в финансах стран зоны евро, которые привели к нынешнему кризису.

Пока открыто об этой перспективе не говорят, хотя германский канцлер и французский президент пообещали что-то сказать на эту тему к началу осени, но кулуарные разговоры уже ведутся. На экспертном уровне стали вспоминать про идею двухскоростной Европы – формирования ядра стран ЕС, которые согласны на более глубокую и быструю интеграцию.

Ярким подтверждением интеграционного курса, на который встает еврозона, стало высказывание британского министра финансов Джорджа Осборна (его страна на евро не перешла и не собирается). Он предложил снять возражения Великобритании на двухскоростную Европу, при которой страны зоны евро быстро перешли бы к налоговому союзу. Только такой союз, считает главный лондонский финансист, способен навести дисциплину среди стран, перешедших на единую валюту, покончить с банковской анархией. Само собой разумеется, Великобритания останется за пределами всего этого, с ее точки зрения, безобразия.

Если смотреть на такую перспективу отстраненно, то подобные реформы в финансово-экономической системе зоны евро были бы для нее благом. Это стало бы положительным выходом из нынешнего долгового кризиса, который продлится еще долго.

Некоторые европейские комментаторы готовы заглянуть еще дальше. Известный французский аналитик Александр Адлер на страницах парижской «Фигаро» сложил воедино несколько летних событий: утверждение плана финансового спасения Греции, крах репутации антиевропейской медиа-империи Руперта Мердока на Британских островах, совместные франко-британские действия в военной сфере (имеется в виду инициатива по проведению воздушной операции в Ливии) и российско-германские переговоры на высшем уровне в Ганновере. По его мнению, это позволяет сделать три утверждения. Первое: происходит разрыв трансатлантической связи между Великобританией и США, открывающий возможность для стратегического переключения Лондона на связи с континентальной Европой. Второе: стратегический выбор сделала Германия в пользу сближения с Россией в области экономики и энергетики, что пойдет на благо Европе и откроет новые возможности для взаимодействия с Москвой. Третье: навязав Греции жесткие меры и сделав возможным появление общеевропейского экономического правления, заложили основу рождения европейского твердого ядра, построенного вокруг евро. «Если Франции постепенно удастся обеспечить стратегическое слияние с Лондоном и бюджетное слияние с Берлином, Европа, наконец, сможет открыться России», – заключает А.Адлер.

Его, конечно, можно упрекнуть в излишнем еврооптимизме. Однако эволюция ЕС за десятилетия приучила наблюдателей: эта структура добивается сдвигов только в результате кризисов. Чем серьезнее кризис, тем серьезнее бывает движение вперед…

Светлана ФИРСОВА


Польский политолог Роман Кузняр на страницах газеты «Польска таймс» под заголовком «Авангарды – вперед» опубликовал статью с изложением своего видения целесообразности перехода к двухскоростной Европе. Примечательно, что он готов вписать вечно строптивую Польшу в этот авангард. Вот несколько ключевых выдержек из его размышлений.
«Кризис Европейского Союза как политического проекта, нынешней модели интеграции очень серьезен. Причины кризиса – структурные. Союз стал «слишком большим», слишком разномастным с точки зрения раздела компетенции. Он оказался растворенным, менее сплоченным. (…)
Однако, имея в своем составе столько стран и отвечая на столько вызовов, Союз больше не может развиваться, твердо реагировать на проблемы и внутренние угрозы. Не будем даже говорить о том, чтобы придерживаться последовательной и четкой позиции по сложным международным вопросам. (…)
Можно легко представить себе несколько сценариев развития Союза. Два из них представляются наиболее вероятными. Согласно первому сценарию, ЕС начинает действовать как Совет Европы или ОБСЕ, пусть и в более интегрированной версии. Он станет вялым, будет плохо реагировать и сосредоточится преимущественно на сохранении принятых норм и соблюдении процедур. (…)
Второй сценарий предполагает углубление интеграции, либо пользуясь имеющимися договорами и предусмотренными в них правилами сотрудничества, либо параллельно им, как в случае с пактом «евро плюс». Разумеется, это приведет к появлению твердого ядра за счет участников различных программ так называемого продвинутого сотрудничества. В этом нет ничего страшного. Это уже проходили. В 1950-е годы ЕЭС появился именно потому, что некоторые страны Совета Европы не хотели более тесной интеграции. Когда ЕЭС оказался успешным проектом, к нему захотели присоединяться остальные страны.
То же самое может повториться здесь. Возможно, этот процесс уже начался путем создания финансового механизма по стабилизации и упрочения координации макроэкономической политики с целью спасения евро».

Как благополучный Кипр попал в компанию к странам,  которым угрожают финансовые неурядицы?
Объективное положение кипрской экономики вполне стабильно. Особые успехи отмечены в туристической отрасли, обеспечивающей 20% доходов страны. В нынешнем году отмечен дополнительный приток туристов, которые предпочли не рисковать и не ехать в охваченные «арабской весной» Египет и Тунис. Однако кипрская банковская система оказалась под угрозой тех же проблем, что и греческая. Почти 40% коммерческих кредитов трех крупнейших банков Кипра были предоставлены клиентам как раз в Греции.
Банки очень важны в экономике Кипра. Их активы составляют 600% его годового ВВП. Поэтому потенциальные трудности банковского сектора немедленно отразятся на стране в целом. Вместе с тем, государственные финансы выглядят вполне прилично. Так, государственный долг составляет 60% ВВП, бюджетный дефицит – 5,3% ВВП.
Однако 11 июля 2011 года случился взрыв боеприпасов на военной базе. Возникший пожар уничтожил крупнейшую электростанцию Кипра, вырабатывавшую 60% всей электроэнергии страны. Ее восстановление должно обойтись в миллиард евро. По местным масштабам, это огромная сумма, если учесть, что весь ВВП Кипра составляет 17,4 миллиарда евро.
Эта катастрофа повлекла за собой появление внутриполитических разногласий, череду отставок в высших эшелонах власти, что не прибавило стабильности Кипру. Председатель Центрального банка Афанасиос Орфанидес вступил в конфликт с президентом страны Димитрисом Христофиасом. Газеты облетели цитаты из письма главного кипрского банкира, адресованные главе государства: «Чтобы избежать худшего, в частности, чтобы Кипру не пришлось обращаться за помощью со всеми вытекающими из этого последствиями для экономики, следует немедленно принять новые драконовские меры». Рейтинговые агентства понизили статус страны в качестве заемщика.
Однако и в Никосии, и в Брюсселе считают неуместным рассматривать сейчас необходимость оказания ей финансовой помощи.

№7-8(57), 2011

№7–8(57), 2011