Кто словом скор, тот в деле не спор


Не могу не посочувствовать политикам, получившим мандат избирателей на правление. Каждый их шаг подвергается критическому осмыслению буквально под лупой. Каждая данная ими предвыборная клятва сравнивается с конечным результатом: мол, сдержал или не сдержал обещание? Каждое слово ведущего взвешивается ведомыми на весах приобретенных ими знаний, жизненного опыта, внутреннего инстинкта самосохранения. Велика ответственность человека во власти! Как выражался персонаж у классика: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Под таким углом зрения я и взялась посмотреть обращение к нации – с подведением промежуточных итогов и планов, прочитанное с трибуны парламента главой люксембургского правительства Ксавье Беттелем. Это его вторая по счету за время премьерства речь главного калибра. В ней собраны обобщенные оценки того, что есть Люксембург сегодня, и весьма детальные наметки – каким быть Великому герцогству завтра.

Запевка, как ей и положено, прозвучала бодро и задорно: «Сегодня ситуация лучше, чем год назад». В подкрепление тезиса о том, что жизнь налаживается, К.Беттель указал на увеличение государственных расходов в период между 2012 и 2014 годами на 12%. Он также отметил, что кабинет министров и власть в целом стали «более осознано и более адресно» расходовать государственные средства, что позволит «выйти из спирали задолженности». Упорядочивание финансовой и фискальной политики дало результаты, продолжил премьер: «Мы на правильном пути, и это подтверждается европейскими институтами (власти), ОЭСР и МВФ».

Памятуя о длящейся последние полгода кампании в зарубежной прессе по «разоблачению» Люксембурга как якобы недобросовестного игрока на финансовых рынках, премьер Беттель выгодно оттенил позитивные оценки тех реформ, что были осуществлены как ранее, так и при его правлении. Корректировке подверглись и законы, и правоприменительная практика. Как следствие, резюмировал премьер, «мы перевернули страницу», и «скоро не будем фигурировать ни в черных, ни в серых списках». Подкупающе по-домашнему воспринимались его слова: «Задача нашей страны в том, чтобы раскрыться. Нам нечего скрывать».

Спору нет, для маленького, но великого по своей финансовой мощи государства всё, что связано с тем, каким способом зарабатывать и как делать деньги из денег, – жизненно важно. Это продиктовано банковско-финансовой специализацией Люксембурга – так уж сложилось, и на этом поприще страна в самом сердце старой Европы весьма преуспела. Но если бы К.Беттель зациклился на этом сюжете, пусть животрепещущем, потому что непосредственно связанном с уровнем благосостояния, он упустил бы вторую важнейшую составляющую – качество жизни. А это зависит и от социальной политики государства, и от общей международной обстановки.

Нет, спичрайтеры и советники главы правительства не обошли стороной эту тематику, и правильно сделали. Озвучены четкие обязательства по повышению энергоэффективности, строительству доступного муниципального жилья (ежемесячная субсидия для тех, кто снимает жилплощадь, составит от 125 до 240 евро), по созданию интернет-портала для ищущих работу. Предусмотрено принять специальный закон, закрепляющий гендерное равноправие и позволяющее женщинам активнее вовлекаться в трудовую деятельность. Немало запланировано и для повышения опеки государства над семьями, чтобы родители, в частности, могли больше времени проводить со своими детьми.

Отдельный пассаж был посвящен предстоящему референдуму о наделении иностранцев, то есть неграждан, правом голосовать на выборах, о чем мне доводилось писать в предыдущей авторской колонке (см. «Избирательный ценз, или Сострадание как потребность», №4(98), 2015). Премьер резонно напомнил, что едва ли какое иное государство в мире может сравниться с Люксембургом по богатой палитре национальностей. Задача, как ее видит К.Беттель, в том, чтобы стать образцово-показательным обществом в масштабах Европы (“devenir un pays de reference en Europe”), которое сумело интегрировать тех иноземцев, которые «приехали сюда работать и платить налоги, воспитывать своих детей и участвовать в культурной жизни».

Мне понравилась прозвучавшая на всю страну фраза, важная в контексте довольно бурных дискуссий вокруг референдума: «Нам нужны граждане просвещенные и ответственные». Каким образом сотворить общество, где каждый будет обладать такими достоинствами? С наскока, штурмом и натиском, в одночасье этого не добьешься. Требуется долгая и кропотливая работа, и начинать ее нужно с воспитания подрастающего поколения.

Не случайно едва ли не ключевым моментом в монологе премьера стал тезис: система образования станет сердцевиной всей государственной политики. В качестве аргумента в пользу того, что обучение и воспитание есть всему и начало, и венец, сказано: «Нам нужна школа, которая устремлена в будущее и обладает достаточной гибкостью, чтобы соответствовать отличительным особенностям нашей страны».

Дабы не возникло ложного представления, будто бы глава правительства разводит антимонии или турусы на колесах, названы две опорные конструкции для «новой школы». Во-первых, в недрах кабинета разработана стратегия перехода на цифровые методы образования для подготовки, в первую голову, специалистов по информационно-коммуникационным технологиям. Ежегодно из госбюджета выделяется 300 миллионов евро на поддержку вузов и НИОКР, и команда К.Беттеля нацелена на превращение Люксембурга «в значительный центр научно-исследовательских изысканий». Во-вторых, готовится проект закона, предоставляющего права автономии общеобразовательным учреждениям – ими будут руководить трасты и попечительские советы.

Короче, в программном выступлении первого министра, имевшего и все признаки самоотчета, присутствовало много ингредиентов, вполне гармонично сочетавшихся, как в качественном винегрете. Важнее, чтобы эта калорийная пища для ума была применена как отправная точка в конкретных шагах власть предержащих, и чтобы никто из сограждан позднее не подвел неутешительный итог: «И красно, и пестро, да пустоцветом».

Обращение к нации главы правительства нередко воспринимают как рутинное действо. Как своего рода «обязательную программу» в фигурном катании. Как оброк и барщину в одном флаконе для любого политика, обязанного регулярно отчитываться за содеянное и обрисовывать согражданам ожидающее их светлое будущее. Без этого – никак нельзя.

Признаю, что в таком подходе есть изрядная доля ироничного отношения к власти. Но это не обязательно плохо. Зрелое гражданское общество тем и отличается от незрелого, что способно без гнева и пристрастия оценивать всё то, что говорится с высоких трибун. И при этом не впасть ни в грех сардонического брюзжания, ни заняться популистским критиканством с расчетом на публику. Что до манифеста (по сути) Ксавье Беттеля, чей рейтинг популярности среди сограждан не более 36%, остается признать: победные реляции сдержаны и подкреплены фактами; обещания выверены и не чрезмерны; все темы, что волнуют умы, сердца и желудки, затронуты.

Но сохраняется опасность: жизнь имеет свойство вносить коррективы в планы, как государственные, так и личные. Но если мы охотно прощаем самим себе неисполнение своих же пожеланий, то на такое же снисхождение политикам, обещающим «светлое будущее», рассчитывать не приходится. Потому-то такой вес имеют слова, произнесенные теми, кто облечен властью. Ибо подмечено: «Кто словом скор, тот в деле не спор».

Светлана ФЕДОТОВА,
CEO, управляющий директор
East-West United Bank в Люксембург
е