Германия: вице-канцлер играет по-крупному


Когда в 2013 году в ходе избирательной кампании в ФРГ социал-демократическая партия активно использовала разоблачения Эдварда Сноудена, это никого не удивляло: законы политической борьбы предписывают в таких ситуациях противника не щадить. Но сейчас, в самой середине легислатурного периода, так безжалостно лупить старшего партнёра по коалиции, как это делает вице-канцлер Зигмар Габриэль?

Суть скандала проста как игра в ладушки: «Федеральная информационная служба» (Бундеснахрихтендинст – БНД), сиречь германская политическая разведка, в интересах американских партнёров вела прослушивание германских компаний и европейских политических институтов*1.

Вот, тоже мне сюрприз отыскался, скажете вы. Работа на американцев – давняя традиция нынешних германских спецслужб ещё со времён ведомства Гелена, из которого, собственно, и выросла БНД. Стоит ли из-за этого огород городить? Рассуждения о ценностях, правах, конституции, морали и т.д. сразу отметаем: работа спецслужб – это не правозащитные посиделки, здесь, выражаясь языком героев модных ныне криминальных сериалов, такие аргументы не канают.

Если учесть характер Зигмара Габриэля, человека, судя по всему, хладнокровного, но любящего играть напористо и по-крупному, то его действия можно объяснить только борьбой за власть внутри коалиции. Похоже, сейчас он делает ставку на то, что канцлер Ангела Меркель будет действовать в рамках своего излюбленного стиля, который в Германии порой называют «фолькаско политик». Она всегда пытается максимально подстраховаться, всюду щедро подстелить соломки, и этим продиктовано её очевидное стремление к работе в рамках «большой коалиции». Её риторика, порой, довольно туманна, она не любит острых высказываний.

Понятно, что нынешняя коалиция ни в коем случае не союз по любви, как это подчас бывает у христианских демократов со свободными демократами, а чистый брак по расчёту. И чтобы пойти на него в 2013 году, Зигмару Габриэлю пришлось преодолеть изрядное сопротивление товарищей по партии. Его расчёт на то, что сейчас социал-демократам лучше быть во власти, чем в оппозиции, оказался верен.

Теперь задачи, предусмотренные коалиционным договором, в значительной степени решены, но немало разного осталось и на последние два года его действия. Прежде всего, речь идёт о внешней политике. Пути выхода из украинского кризиса, разразившегося, в том числе, из-за отсутствия должной предусмотрительности у Берлина, просматриваются очень плохо. С попытками хоть как-то отрегулировать приток беженцев в европейский рай дело совсем швах. «Грекзит» и «Брекзит», как на брюссельском чиновничьем жаргоне называются проблемы возможного выхода из ЕС Греции и Британии, тоже отчётливо маячат на горизонте, а Германии это нужно как вам – лишняя дырка в голове. А заключение договора с США о создании Трансатлантической зоны свободной торговли?

Да и во внутренней политике забот тоже хватит: взять хоть энергетическую реформу, в соответствии с которой предстоит проложить несколько новых высоковольтных трасс с севера на юг страны. Учитывая любовь местного населения к таким переменам, можно смело сказать, что для решения этой проблемы потребуются геракловы силы. И это мы ещё не вели речь о перестройке финансовых отношений между федерацией и землями – тоже забава не из самых приятных.

И в такой момент заводить шумные разговоры о необходимости кадрового и финансового укрепления БНД, от души оттягиваться на промахах ведомства федерального канцлера – главного управленческого рычага госпожи Меркель?

Предполагать, что все это делается только для повышения веса в рядах собственной партии, было бы, думается, слишком опрометчиво. В чем в чем, а в избытке наивности Ангелу Меркель обвинить трудно. И то, что она публично выражает полное доверие своему вице-канцлеру, скорее всего – попытка выиграть время и точно понять, чего же именно хочет партнер-соперник.

Александр ВАРВАРИН

 

*1 Они, видите ли, оскорбились…
Регулярное сотрудничество между спецслужбами США и Германии находится под угрозой. Это алармистское суждение можно было бы пропустить мимо ушей, если бы оно прозвучало не из уст высокопоставленного германского спецслужбиста, недавно посетившего Вашингтон для обсуждения этой горячей темы.
Его американские коллеги крайне раздражены тем, что в Берлине комиссией по расследованию деятельности американских спецслужб в Германии были обнародованы секретные документы. «За прудом» заговорили о тяжёлых последствиях для тесного сотрудничества, кризисе доверия и намерении интенсифицировать взаимодействие со спецслужбами Франции, Скандинавии или ещё какого-нибудь государства Европы. Так и подмывает посоветовать им избрать на эту роль Албанию или Эстонию. Почему? Да потому, что со стороны американцев это откровенно пустая риторика: столь же надёжного и эффективного партнёра, как немцы, Вашингтону придётся искать долго. Понятно, что американцы, прежде всего, хотят пустить пробный шар, чтобы проверить, насколько серьёзно настроен партнер в отношении их угроз.
Но сам факт обнародования секретных документов говорит о многом: немецкие политики – не дети и прекрасно отдают себе отчёт в возможных последствиях. Похоже, традиционная американская бесцеремонность достала в ФРГ слишком многих. Но поскольку материалы, которые собираются в прослушивающем центре БНД в Бад-Альбинге, анализируются с американской помощью, то для германских спецслужб ущерб от конфликта может быть очень значительным. И все же в Берлине решили пойти на скандал, возможно, в расчёте на то, что США тоже немало потеряют от прекращения обмена информацией. Хотя и не столько, сколько Германия.