Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > ЕС-США: переговоры продолжаются вдали от юпитеров

ЕС-США: переговоры продолжаются вдали от юпитеров

01-tenden-komm-EU_USA_TTIP
image_pdfimage_print

Переговоры о создании крупнейшей зоны свободной торговли, которая должна включать США и ЕС, идут вдали от всеобщего внимания.

Сама по себе идея не ограничивалась только этими двумя игроками. Она не нова, а появилась в начале 1990-х годов и вписывается в курс на глобализацию экономики. В теоретическом плане речь должна идти о создании в трансатлантическом регионе территории полного господства рыночной экономики, без протекционизма, с максимальной открытостью для инвестиций и торговли.

Однако с самого начала дело не очень заладилось, поскольку многие участники рынка увидели в этой безграничной экономической свободе возможность для более сильных поглощать более слабых, ломать сложившиеся социально-экономические механизмы, предлагая взамен неопределенные блага. Поэтому на начальном этапе дело ограничилось составлением Многостороннего соглашения по инвестициям (1998 год). В нем определялись рамки либерализации инвестиционного режима и предполагалась возможность для предприятий подавать иски против государств при подозрении в протекционизме. Этой возможностью воспользовалась табачная компания «Филип Моррис», подавшая иск против Уругвая, когда в этой стране было введено обязательное требование продавать сигареты в нейтральной упаковке.

В условиях застоя в многосторонних торговых переговорах в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), где, по мнению США, они больше не имеют возможности навязывать свое мнение, а встречаются с нарастающим противодействием других крупных игроков из числа стран с развивающимися экономиками, Вашингтон поменял курс. Американцы сделали ставку на создание эксклюзивных зон свободной торговли с некоторыми своими главными торговыми партнерами – ЕС и рядом стран АТР (без Китая!). Цель состояла как раз в том, чтобы ввести именно там подходящие для Вашингтона правила, а на следующем этапе постараться распространить их на всю ВТО.

С ЕС переговоры начались в 2011 году в условиях секретности. Цель состояла в том, чтобы в 2015 году создать такую зону свободной торговли, названную Трансатлантическим партнерством в области торговли и инвестиций (TTIP). Участники этого объединения обеспечивают 45,5% глобального ВВП.

Сторонники проекта заявляют, что от этой сделки в выигрыше окажется вся мировая экономика в целом, а также экономика самих участников. Так, для ЕС выигрыш они оценивают в 119 миллиардов евро. Европейский экспорт должен возрасти на 6%, американский – на 8%.

Критики проекта обращают внимание на высокую цену, которую придется за это заплатить. Главные потери можно свести к двум пунктам.

Во-первых, гармонизация торговли потребует согласования торговых норм. Придется устранять все различия в регулировании. Это может коснуться всех отраслей экономики. Так, в сельском хозяйстве едва ли что-то останется от существующих пока в ЕС запретов на использование ГМО, которые разрешены в США, европейцам придется пойти на увеличение норм применения пестицидов, изменить нормы защиты прав потребителей и так далее. Американцы давно этого добиваются, используя механизмы ВТО, но пока ЕС удается сдерживать этот напор.

Во-вторых, большие страхи связаны с предложением создания специальных арбитражных судов, которые будут рассматривать тяжбы между компаниями и государствами. Эта норма выгодна только крупнейшим компаниям, которые смогут себе позволить огромные расходы, связанные с ведением таких дел. Как нетрудно догадаться, большинство таких компаний – американские, а регулирование в ЕС гораздо жестче и требовательнее к производителям, чем в США. Результатом может стать постепенный демонтаж европейской системы защиты собственного рынка, в котором, в том числе, потребители пользуются большей безопасностью. Наиболее решительные критики этих предложений считают, что возникнет риск сворачивания ныне существующей роли государств в экономической сфере и полной потери государственного суверенитета в экономике – как на национальном уровне, так и на уровне ЕС.

К сожалению, эта тема пока не пользуется должным вниманием, что позволяет переговорам идти за кулисами, вне публичного контроля. Редкие публичные высказывания звучат убаюкивающе. Так, в Брюсселе уверяют, будто система базовых услуг, например, водоснабжение, будет выведено из сферы этого партнерства.

Андрей СЕМИРЕНКО

№5(99), 2015