Прирастет ли Шотландия южным приграничьем


Неожиданный подвид даже не маскирующихся сепаратистов размножается в Северной Англии. Часть обитателей этого края, жмущегося волей географии и судеб к южной административной границе Шотландии, всерьез подумывают присоединиться к горцам.

На интернет-сайте с названием, будто бы заимствованном из эпохи поздней «перестройки» в СССР, – «Перемена» (Change.org), размещена петиция о передаче этого куска земли Шотландии на том небесспорном основании, что «мы ощущаем себя больше связанными с Глазго и Эдинбургом, нежели с идеологией юга, замкнутого на Лондон». Под этим подписалась 21 тысяча местных жителей, желающих ни мало, ни много, а перекройки границ.

Эта граница, между прочим, относится к одной из старейших в Европе: демаркацию согласовали еще в XII веке. Поломать ее будет сложно, если вообще возможно. К тому же возвращенные во власть тори намерены и дальше следовать по пути «деволюции», спуская ее на низовой уровень – на уровень муниципалитетов. По плану Джорджа Осборна, канцлера казначейства и правой руки премьера Дэвида Камерона, города в Северной Англии также получат широкие права самоуправления, особенно в том, что касается общественного транспорта и строительства муниципального жилья.

Этот этап «деволюции», судя по всему, принимает во внимание растущее чувство обделенности среди собственно англичан (см. «Эксперт: английский национализм – это «спящий гигант», №8-9(25), 2008), завистливо поглядывающих на других, в частности, на шотландцев и жителей Северной Ирландии, получающих жирные куски бюджетного пирога – и все ради удержания их в составе соединенного королевства.

Будет ли этой обещаемой Лондоном автономии на уровне английских городов достаточно, чтобы притушить настроения в пользу «бегства» под крыло Шотландии, неведомо. Пока что опрос, проведенный мэрией Манчестера, показал, что 72% не прочь примкнуть к северянам.

Настроения «эскапизма» наглядно переданы в монологе некоей Линн из графства Нортумберленд, записанном двумя исследователями и процитированном американской газетой «Крисчен сайенс монитор». Дословно: «Бервик – самый близкий к нам английский городок, но Келсо – ближе, и он находится в Шотландии. Там у тебя твой доктор, зубной врач, парикмахер, универсальный магазин, почта, словом, все, что нужно для жизни. И ты ощущаешь себя шотландкой, потому что именно в Шотландии проводишь большую часть времени, занимаясь житейскими хлопотами… Мы смотрим шотландское телевидение, и у нас шотландский номер телефона, хотя формально мы числимся англичанами».

Для кабинета Дэвида Камерона эти откровения мисс Линн – как нож острый, тем более что окрыленная успехом на выборах «Шотландская национальная партия» (см. «Британия: выборы как торжество напуганного обывателя», №5(99), 2015) замышляет и готовит, согласно инсайдерским источникам, вторую попытку разорвать путы древней унии с Англией и обрести суверенитет. Если в 2016 году ШНП вновь победит на выборах в Холируд (шотландский парламент), то от повторного референдума о независимости Лондон спасет только чудо. И тогда сепаратистские потуги жителей Северной Англии, согласных стать горцами, станут кошмарным дежа вю, напоминая по многим признакам неоднократную «балканизацию» бывшей Югославии.

Владимир МИХЕЕВ