Финляндия: смена вех


Новая по составу правительственная коалиция формируется в Финляндии по итогам состоявшихся в апреле 2015 года парламентских выборов.

Прежние союзники по правящему большинству – консерваторы и социал-демократы, потерпели ощутимое по местным меркам поражение. Оппозиционные силы, а также некоторые мелкие политические формирования добились увеличения своего представительства в однопалатном законодательном органе власти этой северной страны.

Победителем стала «Партия центра» во главе с 54-летним миллионером Юхой Сипиля. Он получил более пятой части голосов, что обеспечило ему 49 мест в 200-мандатном парламенте. Этот деятель, пришедший в политику из бизнеса лишь в 2011 году, сыграл на имидже успешного предпринимателя и нового человека в политической жизни Финляндии. Его предвыборная программа была довольно расплывчатой, хотя он и пообещал создать в стране 200 тысяч новых рабочих мест.

Вторую позицию обеспечили себе антиевропейские силы в лице партии «Истинные финны» во главе с Тимо Соини. Он совсем немного потерял по сравнению с предыдущим всеобщим голосованием, когда сенсационно ворвался на политическую арену, но будет представлен 38 депутатами. По сути, он закрепился на местном политическом ландшафте. В ходе кампании он был умереннее обычного, притушил крайности в своих высказываниях, например, по проблеме иммиграции или целесообразности финансовой помощи Греции. В результате остальные партии перестали шарахаться от одного его имени, а «Истинные финны» теперь считаются возможными участниками разных вариантов коалиций.

Главными проигравшими стали консерваторы премьер-министра Александера Стубба, потерявшие 7 мест в парламенте (у этой политической силы будет 37 мандатов), и особенно социал-демократы Антти Ринне, лишившиеся 8 мест (остается 34). Они пали жертвой политики жесткой экономии, сокращения бюджетных расходов, которую проводило правительство в последние годы в условиях экономического кризиса, поразившего Финляндию.

Спад не прекращается уже три года, безработица превысила 9% самодеятельного населения, а идея главы правительства вступить в НАТО не вызывает восторга у большинства жителей традиционно нейтральной страны. Положение в экономике ухудшилось из-за санкций ЕС против России, с которой Финляндия имеет тесные деловые связи. Дефицит госбюджета впервые превысил 3% от ВВП страны. Остро стоит вопрос о восстановлении конкурентоспособности финской продукции на внешних рынках.

Процесс формирования новой правительственной коалиции традиционно занимает в Суоми несколько недель и идет неспешно. Возможные изменения могут коснуться отдельных аспектов экономической политики, а присутствие в составе будущего правительственного большинства «Истинных финнов» рискует обернуться более жесткой позицией страны внутри ЕС, в частности, по вопросу об условиях финансовых отношений с Грецией.

Андрей СЕМИРЕНКО