Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Германия: для чего перетасовывать земли?

Германия: для чего перетасовывать земли?

Mih-German-zeml01
image_pdfimage_print

ФРГ разделена на федеральные земли, коих насчитывается шестнадцать. С этим все немцы, вроде бы, прекрасно сжились, но время от времени в политических кругах начинают обсуждать идеи об изменении территориального деления страны.

Последнюю попытку предпринял член бундестага от баварского Христианско-социального союза Райнер Майер. Свою затею он обосновывает просто: многие проекты, записанные в коалиционном договоре – документе, определяющем основные направления деятельности нынешних правящих партий – уже завершены. Это касается и материнских пенсий, и минимальной оплаты труда, и введения сборов с транзитного автотранспорта. Поэтому сейчас, по мнению герра Майера, настало самое время, чтобы триумфально провернуть решение «гигантской задачи» – по-новому отрегулировать финансовые взаимоотношения между центральной властью и землями. При этом он рассчитывает на серьёзную поддержку всего баварского истеблишмента, о мнении которого, как он уверяет, хорошо осведомлён.

Что ж, для нынешнего премьер-министра мюнхенского правительства Хорста Зеехофера эта идея и в самом деле может выглядеть весьма соблазнительно. Для Баварии, главной земли-донора, расходующей огромные средства в рамках, как это называется в Германии, «бюджетного выравнивания», любое снижение этого бремени было бы благом. В прошлом году между различными землями ФРГ было перераспределено добрых 9 миллиардов евро – очередной общегерманский рекорд. Бавария внесла в общую копилку больше половины этой суммы – 4,8 миллиарда. На другом полюсе находится безнадёжный должник – столичная земля Берлин, в которую закачали 3,5 миллиарда.

 

Mih-German-zeml2

 

Два года назад две земли-донора из четырех – Бавария и Гессен – подали жалобу, мотивируя её тем, что несправедливо и неприемлемо положение, при котором финансовая ситуация у получателей после межбюджетных трансфертов становится лучше, чем у доноров. Баден-Вюртемберг и Гамбург тогда отмолчались, но можно не сомневаться, что и они от этого далеко не в восторге. В 2019 году истекает срок действия так называемого Пакта солидарности, за счёт которого финансировалось развитие пяти земель, составлявших бывшую ГДР. И самое позднее к 2020 году межбюджетные отношения земель все равно придётся пересматривать. Так почему бы не начать сейчас, полагает Райнер Майер. Ведь все равно после истечения срока действия Пакта солидарности в действие вступит положение о «торможении» задолженностей, запрещающее землям делать новые заимствования. А сейчас до выборов 2018 года есть ещё время, чтобы тщательно обсудить и урегулировать все вопросы финансовых взаимоотношений между землями, уверен депутат.

Нельзя не заметить, что все предыдущие попытки по-новому перетасовать германские земли неизменно проваливались. Единственное удавшееся слияние произошло в 1952 году, когда из Вюртемберга-Гогенцоллерна и Бадена образовался нынешний Баден-Вюртемберг. А, к примеру, объединение Берлина и Бранденбурга в 1996 году было отвергнуто по результатам референдума.

 

Mih-German-zeml1

Минувшей осенью тему перекраивания земель подняла саарский премьер-министр Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Тогда она подчёркивала: если старые долги финансово слабых земель не будут прощены или переведены на платёжеспособные субъекты федерации, то объединения не миновать. Но федеральное правительство хладнокровно отвергло это предложение.

Что же на этот раз предлагает Райнер Майер? Берлину он милостиво готов предоставить особый статус: как-никак столица, выполняющая в государстве особые функции. А вот долги её пусть платят федеральные власти, а не более финансово состоятельные южные земли, считает он.

Остальные северо-восточные земли должны быть объединены, чтобы в результате образовались субъекты федерации, способные существовать за свой собственный счёт. Райнер Майер полагает, в частности, что слить воедино надо Бремен, Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург-Переднюю Померанию, Саар и Рейнланд-Пфальц, а также Бранденбург, Саксонию-Анхальт и Берлин. Таким образом, должны быть созданы земли с примерно равным экономическим потенциалом.

Бавария? Нет-нет, её, разумеется, трогать не нужно: пусть все остаётся как есть. От представителя баварской партии другого и ожидать не приходится.

 

Mih-German-zeml3

 

Зато Райнер Майер уверен, что вновь созданные субъекты смогут обеспечить экономию многих миллиардов евро. Что и говорить, расходы на 16 ландтагов, 16 земельных правительств, 16 управленческих аппаратов велики, и уменьшение их наполовину даст заметный эффект. Скажем, одно только объединение Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейна принесёт экономию до 800 миллионов евро, что весьма немало. При этом он ссылается на успешный опыт объединения 15 округов бывшей ГДР в пять федеральных земель, вошедших в состав нынешней ФРГ.

Потенциальный реформатор понимает, что смешно рассчитывать на благосклонное отношение региональных элит к его проекту: все, кому угрожает потеря привычного статуса, будут сопротивляться до последнего. В то же время он полагает, что население приговорённых земель соблазнится перспективой большей жизнеспособности и финансовой мощи новых субъектов. Не особенно пугает его и сопротивление людей возможной утрате региональной идентичности, по-прежнему играющей в Германии весьма заметную роль. Он и здесь апеллирует к опыту своей любимой Баварии, в которой культурную идентичность сохраняют франконцы, живущие на севере этой земли, швабы и «старобаварцы», обитающие в трёх «коренных» регионах – Верхней и Нижней Баварии и Верхнем Пфальце. Ведь их существование не препятствует управленческому и финансовому единству Свободного государства Бавария, аргументирует реформатор.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№4(98), 2015