Быть ли миру в Нобелевском комитете мира?


Впервые за 114 лет существования Нобелевского комитета мира его председатель, норвежец Турбьёрн Ягланд, вынужден уйти в отставку с этого влиятельного и почётного поста, на котором он находился в течение шести лет. Впрочем, бывший премьер-министр Норвегии занимает ещё и должность секретаря Совета Европы.

Слухи о неизбежной отставке лейбориста Ягланда начали циркулировать в Осло прошлым летом, а в сентябре он сам подтвердил такую возможность. Причина смещения главы комитета тоже не была секретом: присуждение в 2010 году известному китайскому диссиденту Нобелевской премии мира. В ответ на это Пекин фактически заморозил дипломатические отношения с Норвегией. А пришедшее к власти в скандинавской стране правительство консерваторов одной из главных целей во внешней политике провозгласило развитие отношений с КНР.

Многие критики в Норвегии и за рубежом возмущались также присуждением в 2009 году этой престижной премии – явно авансом! – президенту США Бараку Обаме, которого при всём желании трудно назвать «политическим голубем». Похожую реакцию вызвало и награждение Европейского Союза в 2012 году.

Впрочем, Т.Ягланд останется членом Нобелевского комитета мира, который возглавит теперь Каси Куллманн Фиве, бывшая министр кабинета консерваторов и до недавних пор – заместительница председателя комитета.

Своего руководителя члены созданной Нобелем авторитетной организации избирают голосованием, пытаясь при этом избежать её политизации. А их самих избирает норвежский парламент.

Явно политизированные последние решения комитета вызывали острую дискуссию в Осло, где раздаются голоса, предлагающие даже ввести иностранных деятелей в эту организацию.