Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Европа хочет под ружьё?

Европа хочет под ружьё?

army
image_pdfimage_print

Ну, разумеется, не хочет, ни на единую секундочку. В сознании подавляющего большинства европейцев вопросы военного строительства занимают куда меньшее место, чем проблемы подлинно экзистенциального масштаба вроде однополых браков.

Тогда с чего это вдруг председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер высказался за создание единой союзной армии? Ведь не может же он совсем не представлять ситуацию, хотя бы на примере родного Люксембурга, где никак не могут полностью набрать могучее войско численностью 500 человек, то бишь – две мотострелковых роты?

Желание пригрозить ужасной России, сообщив ей таким образом, что общие европейские ценности будут, если что, защищать силой оружия, в этом заявлении, несомненно, присутствует. Спасибо, конечно, что предупредили, только мы бы и сами догадались. В крайнем случае, помогли бы литовцы, которые перед лицом угрозы со стороны всей той же макабрической России решили вернуться к комплектованию вооруженных сил на призывной основе.

Чисто военные аспекты создания европейской армии всерьёз обсуждать пока, вежливо говоря, преждевременно. Даже в самые холодные годы «холодной войны» по гамбургскому счету армия в странах Западной Европы и так была одна, и называлась она бундесвер. Все остальные сухопутные силы заслуживали в лучшем случае упоминания одной строкой. Сейчас если что и изменилось, то только в сильно худшую сторону: германская армия докатилась до такого позорища, чтобы в ходе учений имитировать стволы пулеметов на бронетехнике с помощью ручек от швабр, это, как говорят в Одессе, просто чего-то особенного.

Да-да, я знаю, что обороноспособность ЕС после 2004 года небывало возросла со вступлением в него государств Восточной Европы. Но даже если абстрагироваться от того экономического вклада, который они способны внести в общеевропейское военное строительство, то их готовность к ведению войны – не то что современной, а вообще, в принципе – известна всем, кто дал себе труд этим поинтересоваться. Во всяком случае, нынешние германские генералы, безусловно, наслышаны об этом от своих коллег старшего поколения, непосредственно видевших тех же румын на поле боя.

Нет, если вы хотите расценивать всерьез все такие менуэты, когда батальон бундесвера отдаётся под команду полякам, а в состав германской бригады встраивается польский батальон, то воля ваша. Но у любого офицера, знающего, что такое сколачивание боеспособного подразделения даже из людей, говорящих на одном языке, эти забавы могут вызвать только ироническую усмешку.

Так что создавать единую европейскую армию, буде она появится, придется Парижу и Берлину. Совместная бригада, которой попеременно командуют то француз, то немец у них уже существует с 1989 года. Осталось построить вокруг этого полноценные сухопутные войска. Бритты, как всегда, отсидятся на своем острове, а сколько будет помощи от всех прочих, мы, возможно, увидим.

Но если все же иметь в виду, что война – это средство силой оружия добиваться своих внешнеполитических целей, то для начала Европейскому Союзу не худо было бы иметь хоть сколько-нибудь эффективную единую внешнюю политику. Вы её когда-нибудь видели? Случайно не в исполнении недоброй памяти баронессы Эштон?

В общем, идею европейского оборонительного союза, которую в Старом Свете мусолят аж с 1950 года, то есть 65 лет, ни неожиданной, ни оригинальной назвать нельзя. Помните, сколько носился с ней Хавьер Солана? Он и сейчас возглавляет группу экспертов, готовящую документы по этим вопросам. Есть основания полагать, что результат будет равен прежним.

Но главный адресат высказываний Жан-Клода Юнкера, думается, все же не Москва, а Вашингтон. Вообще-то затянувшееся на семь десятилетий присутствие американских вооруженных сил в Европе как раз и обосновывается защитой этих самых европейских ценностей. А раз европейцы, в который уже раз, заговорили о том, чтобы подкрепить свою субъектность с помощью единых вооруженных сил, то это значит: они явно недовольны тем, как это делают США. Чересчур активное участие Вашингтона в европейских делах – сперва в бывшей Югославии, теперь в почти бывшей Украине – угрожает стабильности в Старом Свете. И европейцы дали это понять.

США тут же не замедлили напомнить, что НАТО, большую часть бюджета которой составляют американские деньги, как раз и есть гарант всего хорошего и борец со всем плохим. И вместо того, чтобы предаваться иллюзиям о создании собственной армии, надо побольше вносить средств в общий натовский котел. Другими словами, забудьте и думать о том, чтобы освободиться из липких американских объятий. И если учитывать гигантский уровень влияния Вашингтона на элиты европейских стран, то можно не сомневаться, что своей армии ЕС не видать еще долго. Как говорится, не по носу табачок.

Андрей ГОРЮХИН

№3(97), 2015