Чего испугалась американский сенатор


Забавную статью опубликовала в газете «Вашингтон пост» сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен! Она призвала всеми силами сопротивляться ключевому положению предложенного Соединенными Штатами группе стран АТР соглашения, создающего между ними эксклюзивную зону свободной торговли.

Эта инициатива называется Транс-тихоокеанское партнерство (ТТП) и предполагает блокирование США с Японией, Австралией и еще семью ключевыми партнерами в регионе, разумеется, исключая Китай и Россию. Это представляется как главный инструмент американского курса на перенос центра тяжести своей политики в Азию.

Аналог ТТП на атлантическом побережье призван создать такую же зону свободной торговли со странами ЕС и называется Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП).

Про последнее сенатор не писала, сосредоточившись на азиатском векторе. А нам интересно взглянуть, что ее испугало в том документе, чтобы потом сравнить со страхами, которые существуют у европейцев относительного другого документа, касающегося их.

Э.Уоррен (кстати, многие готовы ее продвигать в качество вероятного кандидата в президенты от демократов, альтернативного Хиллари Клинтон) полагает, что от ТТП проиграют американские работники, потребители, малый бизнес, налогоплательщики, а выиграют лишь крупнейшие многонациональные корпорации. Забудем, что большинство из них – американские и посмотрим, чем объясняет сенатор свои страхи.

Ее пугает положение предложенного США документа, который вводит механизм т.н. урегулирования споров между инвесторами и государствами (в английском варианте Investor – State Dispute Settlement, ISDS).

Этот механизм предполагает, что любая компания из страны-участницы соглашения может подавать в специальный наднациональный судебный орган на любое государство-участника, если компания считает, что оно дискриминирует ее деятельность на своей территории. «Это позволит иностранным компаниям обходить законы США и даже потенциально получать крупные выплаты из денег налогоплательщиков, не появляясь в американском суде», – говорится в статье. А пользоваться таким правом смогут только очень крупные компании, которым по карману огромные расходы на лучших юристов. Это, по мнению автора, подрывает американский суверенитет.

Примечательно, что именно это же положение пугает в странах ЕС тех, кто выступает против ТТИП! Они предупреждают, что такой механизм, по сути, демонтирует все регулирование рынка, которым так гордятся «двадцать восемь», и позволит американским компаниям диктовать свои условия европейским конкурентам, полностью демонтируя любые введенные европейскими государствами и органами ЕС правила игры. При этом никто не сомневается, что такой возможностью будут чаще пользоваться именно американские гиганты – их просто больше (см. «Взрослые игры вокруг свободы торговли», №11(93), 2014).

Все сходится. Предлагаемые США для двух регионов новые механизмы торговли, экономического взаимодействия и инвестиций действительно призваны создать особые условия для сверхкрупного бизнеса. Статья сенатора Э.Уоррен подтверждает это, хотя и забывает, что главным бенефициаром станет сверхкрупный бизнес именно ее страны.

Светлана ФИРСОВА