Бедная Германия!

_bednaya-Germania_1_map
image_pdfimage_print

Казалось бы, экономика в стране развивается мощно, никогда уровень безработицы не был таким низким, но в то же время доселе не было в ФРГ и столько бедных. Причем, это не эмоциональная оценка, а результат исследования, проведенного организацией под труднопереводимым названием «Паритетишен гезамтфербанд», отслеживающей проблемы германского общества.

Один из ее руководителей Ульрих Шнайдер подвел итог проведенной работы кратко: германская республика глубоко расколота. В 2013 году число бедных в стране превысило 12 миллионов. Такого не бывало еще никогда в послевоенной истории. По сравнению с предыдущим годом, квота бедных людей увеличилась с 15% до 15,5%, а разрыв между бедными и богатыми расширился. К этому добавляется и региональный аспект: различия между прозябающими и процветающими землями ФРГ становятся все заметнее.

Больше всего бедных в Бремене – 24,6%. Ненамного отстали Мекленбург – Передняя Померания (23,6%) и Берлин (21,4%). Не лучше обстоит дело и в других землях германского Востока, где этот печальный показатель варьируется в интервале от 18% до 20%.

Однако из указанных данных нельзя представить себе того, какова динамика этих процессов, которая тоже значительно разнится по регионам. Скажем, в германской столице угроза обеднеть в 2013 году стала на 0,6 процентного пункта выше средней. Еще быстрее такой рост происходил в Северном Рейне – Вестфалии, Рейнланд – Пфальце и Мекленбурге – Передней Померании – на 0,8 процентного пункта. Однако самый быстрый прирост бедных зарегистрирован в Тюрингии (плюс 1,2) в Сааре и Бремене (по плюс 1,7) и в Гамбурге (плюс 2,1).

А вот в некоторых германских землях квота бедности снижалась. Скажем, в Бранденбурге отмечен минус 0,4, а в Саксонии – Анхальте – 0,2 процентного пункта.

Ниже среднего показателя по стране зафиксирована квота бедности на юге и на севере ФРГ. В Баварии она составляет 11,3%, в Баден-Вюртемберге – 11,4%, а в Гессене – 13,7%. Да и в Шлезвиг – Гольштейне с его 14% дело обстоит лучше, чем в большинстве других земель.

Сюрпризы поджидали исследователей и в пределах отдельных земель. Например, в Северном Рейне – Вестфалии квота бедности составляет 17,1%. А в Руре, где живут почти 5 миллионов человек (вдвое больше, чем во всей Саксонии – Анхальте), она вырастает уже до 19,7%. В окрестностях столицы этой земли – Дортмунда – отмечен еще один скачок до 25%. Почти то же самое наблюдается в Дуйсбурге (24,3%) и в Гельзенкирхене (22,1%). Зато в регионах Арнсберг и Зиген дело обстоит лучше, чем в среднем по республике – 12,2% и 13,1% соответственно.

Понятно, что самая очевидная группа риска с точки зрения впадения в нищету – безработные. Из них это может произойти с 58,7%. Те, кто в одиночку воспитывает ребенка, следуют прямо за лидерами – 42,3%. Низкоквалифицированные работники замыкают тройку с 33%. Впрочем, не они одни: ровно такой же шанс имеют мигранты без германского гражданства. А вот пожилым людям повезло, поскольку среди тех из них, кто старше 65 лет, пополнить ряды бедняков рискуют только 14,3%._bednaya-Germaniya_2_table

Наверное, стоит пояснить, что точкой отсчета в определении того, беден человек или нет, является т.н. медианный доход. Это сумма доходов, находящаяся как раз посредине общей шкалы. Тех, кто получает менее 60% медианного дохода, по немецким нормам можно считать бедняком. Пример: одинокий человек, зарабатывающий в месяц меньше 979 евро нетто, попадает в эту категорию.

Конечно, германский получатель социальной помощи, так называемой «Харц IV», материально живет лучше, чем три четверти населения планеты Земля. Но в такой богатой и дорогой стране, как Германия, он может позволить себе весьма немногое...

Другое дело, что отсчет от медианного дохода может довольно заметно искажать результаты. Скажем, безработица падает, занятость растёт, прибавляются зарплаты, а вместе с ними увеличивается и медианный доход. Таким образом, ниже его 60-процентной границы оказываются те люди, которых, в общем-то, бедным трудно счесть даже по указанным меркам. Но ученые пока ничего другого не придумали, и потому, как говорится, за неимением гербовой…

_bedn_German_3_

Нельзя закрывать глаза и на то, что проблема это таит в себе немалую социальную взрывоопасность. Надо заметить, что правительство Германии не делает практически ничего для сглаживания ситуации. Понятно, что тема перераспределения средств в чью-либо пользу чревата весьма болезненными дискуссиями с изрядными избирательными последствиями, а потому начинать их никому не хочется. Насколько долго можно проводить такую страусиную политику? Вопрос, конечно, интересный…

Марина СМИРНОВА

№3(97), 2015