Параллельные уроки – благо или вред?


Дополнительное платное обучение и репетиторство – вовсе не специфика российского школьного образования. Это – бизнес, переживающий подлинный бум и в Европе.

По данным европейской прессы, родители только в Германии и во Франции вынуждены тратить на такое обучение своих чад – учащихся государственных школ – свыше 3 миллиардов евро в год. Примерно так же обстоят дела и в большинстве других стран Европейского Союза, причем в меньшей степени – в северной части континента, где государство обеспечивает более высокий, вполне конкурентоспособный уровень среднего образования. Иначе обстоит дело в Восточной Европе, где в 1990-е годы профессия школьного учителя, как и в России, девальвировалась настолько, что не позволяла её обладателям сводить концы с концами. И они в массовом порядке покидали государственные школы, стремясь работать в возникавшей параллельной системе обучения.

В Брюсселе признают, что приобретшее такой размах дополнительное платное обучение – вынужденная мера, способствующая созданию неравных стартовых позиций для детей из богатых и малообеспеченных семей. Это неизбежно повлечет в будущем рост социальных барьеров в европейском обществе.

Другие очевидные негативные последствия – сокращение времени досуга у детей, что неблагоприятно влияет на психику и, в конечном счете, на учебу. К тому же многие частные школьные учреждения обладают невысоким профессиональным уровнем; в Западной Европе растет число таких заведений, в которых учителя даже не имеют педагогического образования. Расширяется практика репетиторства, когда преподаватель дополнительно «натаскивает» учеников своего класса во внеурочное время. Разумеется, за плату, которую затем нередко «забывают» внести в налоговую декларацию…

Однако власти многих стран закрывают глаза на все эти недостатки и предпочитают строго не регламентировать параллельную, теневую систему просвещения. А в других странах это не позволяет делать законодательство: оно либо допускает двойную трактовку, либо вообще обходит стороной это непрозрачное поле деятельности. В том и ином случае она отдана на откуп рыночной стихии.