ЕС: как ужесточить контроль, сохранив свободу передвижения?


Власти и социальные службы Венгрии были застигнуты врасплох, когда в начале февраля в страну хлынули потоки беженцев из Косово. Большинство мигрантов целыми семьями бегут от нищеты, охватившей население этого анклава, объявившего 7 лет назад независимость от Сербии.

По данным венгерской полиции, только за неделю в страну пожаловало около 8 тысяч незваных переселенцев, 95% которых – косовары. В один из дней границу пересекли сразу почти 1700 человек, к чему маленькая Венгрия оказалась явно не готовой. Зазвучало требование немедленно ужесточить законодательство, чтобы ускорить высылку иммигрантов, хотя их конечная цель – «богатые» страны Западной Европы. Тем не менее, только в январе венгерские власти получили около 13 тысяч прошений предоставить убежище (по сравнению с примерно 43 тысячами за весь 2014 год).

Массовый исход жителей Косово ускорился нынешней зимой. Сохраняющееся для них требование въездной визы в страны Европейского Союза не останавливает переселенцев, которые нередко пересекают границу нелегально. И никто не знает, есть ли в этом потоке боевики-джихадисты или потенциальные террористы…

Тем временем, высокопоставленные чиновники в Брюсселе ломают голову над тем, как ужесточить контроль внешних границ «двадцати восьми» для предотвращения новых кровавых вылазок террористов, наподобие парижских и копенгагенских, но при этом сохранить свободу перемещения по территории Союза. Министры внутренних дел требуют от Еврокомиссии реформировать Шенгенский договор таким образом, чтобы можно было ввести систематический контроль над европейцами, которые покидают территорию интеграционного сообщества и вновь возвращаются на неё.

Среди ключевых предложений глав ведомств внутренних дел государств ЕС можно выделить следующие:

— Предотвращение террористических актов. Борьба с радикализацией настроений среди молодёжи, восприимчивой к «идеям» джихадистов; сотрудничество с крупнейшими интернет-компаниями с целью изъятия незаконного содержания сайтов.

— Обмен полезной информацией. Обязать власти «двадцати восьми» делиться и обмениваться чувствительной информацией, которая позволяет обнаруживать вероятных террористов.

— Контроль над въезжающими и выезжающими гражданами европейских стран. Ужесточить инспекцию европейских путешественников и безотлагательно ввести специальную регистрацию, позволяющую собирать ключевые данные об авиапассажирах.

— Контроль над провозом оружия. Принять меры для гармонизации методов выявления оружия.

Однако, поскольку график или «дорожная карта» принятия этих мер пока отсутствует, министры внутренних дел на недавнем совещании в Риге решили «более систематически» контролировать граждан из шенгенской зоны, посещающих третьи страны. До сих пор полицейские тщательно проверяли паспорта лишь тех европейцев, которые могли находиться под подозрением. В отношении остальных осуществляется визуальная сверка. Если эта мера будет ужесточена, то она коснётся, в первую очередь, граждан, посещающих Турцию, которая используется как «ворота» в воюющую Сирию. При этом полный контроль не будет осуществляться в отношении всех жителей 26 шенгенских стран (22 из них входят в ЕС).

Второе предложение министров более амбициозно и потребует для выполнения немало времени. Они настаивают на изменении Еврокомиссией Шенгенского договора, чтобы можно было распространить контроль на всех въезжающих и выезжающих граждан, а не только на европейцев. Такой принцип действует в США, Канаде и Австралии.

Между тем, исполнительный орган ЕС внёс техническое изменение в общую электронную базу данных, что теперь позволяет быстрее и проще аннулировать паспорта подозреваемых в причастности к терроризму европейцев. Впрочем, эта мера уже применялась властями Германии, Франции, Бельгии и Голландии, чтобы препятствовать посещениям Сирии потенциальными джихадистами. Однако главной сохраняющейся проблемой аналитики считают недостаточное желание разведывательных и контрразведывательных служб разных стран обмениваться деликатной информацией и предоставлять её «Европолу». Ожидается, что громкие вылазки террористов в Париже в январе и в столице Дании в феврале подтолкнут к более тесному взаимодействию в этой области.

В свою очередь, Европейский Парламент взял на себя обязательство одобрить «Регистр имён пассажиров» (английское сокращение PNR) «до конца текущего года». При этом законодательный орган сделал важную оговорку: по его мнению, «антитеррористические меры не должны ставить под сомнение основные права человека». Особую тревогу по этому поводу выражали фракции левых и либеральных партий, а также «зелёные». Соответствующее голосование состоялось накануне очередного, февральского саммита Евросоюза, причём 532 депутата поддержали эту меру, 136 выступили против, а 36 воздержались. Очевидно, что Европарламент не желает, чтобы предусмотренные меры выходили за рамки защиты персональных данных и служили вмешательством в личную жизнь граждан. Депутаты намерены собрать и проанализировать мнение экспертов в этой области, поэтому решение обещано принять только в конце года.

Кроме того, законодательный орган предостерег от использования террористической угрозы для ограничения свободы передвижения – «одного из важнейших достижений» Европейского Союза. Вместо этого депутаты призвали правительства государств ЕС разработать школьные программы, направленные на нейтрализацию пропаганды джихадистов и попыток террористических организаций вербовать молодёжь через Интернет.

Игорь ЧЕРНЫШОВ