Брюссель заподозрил Брюссель. И всех прочих тоже


Представьте: оказывается, необоснованные налоговые преференции иностранным концернам предоставлял отнюдь не только Люксембург, на который все так дружно нападали некоторое время назад. Но, как видно, инициаторы скандала не знали мудрой пословицы, гласящей «Не буди лихо, пока оно тихо». Начатый ими процесс стал развиваться в режиме «и далее – со всеми остановками».

Следующей жертвой Брюсселя оказался сам Брюссель, то есть, столица Бельгии. Оказывается, действующие в этой стране правила налогообложения прибылей «дают значительные преимущества многонациональным концернам», а фирмы, работающие только внутри страны, такими льготами не пользуются, заявила член Европейской Комиссии, куратор антимонопольной политики ЕС Маргрете Вестагер. Вот сюрприз! Ну, кто бы мог подумать!

«Если наши опасения подтвердятся, то такие правила представляют собой серьезное нарушение норм конкуренции, дающее выгоды ограниченному числу многонациональных компаний», – продолжила М.Вестагер высказывать свои подозрения. Но названий этих концернов–злоумышленников почему–то не привела.

Хотя имена некоторых грешников, правда, не в связи с Бельгией, уже всплывали в прессе. Еще прошлым летом Европейская Комиссия начала разбираться с деятельностью сетевых кофеен «Старбакс» в Нидерландах и компьютерной корпорации «Эппл» в Ирландии. А то всё Люксембург, Люксембург, как будто других примеров нет.

Но и этим дело не ограничится. В середине февраля заявлено, что теперь информацию о своих налоговых установлениях и льготах должны будут представить Европейской Комиссии все двадцать восемь стран, входящих в Союз. Ранее «на радаре» исполнительного органа ЕС значились только семь целей – Ирландия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Великобритания и Кипр.

«Мы должны получить полное представление о практике налогообложения в странах ЕС, чтобы иметь возможность установить, когда и где конкуренция на внутреннем рынке нарушалась путем предоставления необоснованных налоговых преференций», – заявила на этот раз М.Вестагер. Таким образом, брюссельские чиновники надеются выявить те государства, которые дают возможность многонациональным корпорациям увести от налогообложения огромную часть доходов. Речь идет о периоде с 2010 по 2013 год. Поскольку налоговая политика относится к компетенции национальных государств и в этом отношении у Брюсселя руки связаны, то европейским чиновникам приходится делать заход со стороны нарушений норм конкуренции.

Марина СМИРНОВА