ХДС: катастрофа по-гамбургски


Ужас-ужас-ужас: Христианско-демократический союз, партия самой Ангелы Меркель, потерпела на земельных выборах в Гамбурге одно из самых своих позорных поражений! А как еще прикажете назвать жалкие 16%, которые сумели стяжать её кандидаты?

И, тем не менее, фрау канцлерин, хотя и признала горечь поражения, высказалась против разгрома верхушки земельной парторганизации, несущей за провал выборов самую непосредственную ответственность.

Конечно, глава земельной ХДС Маркус Вайнберг ушел в отставку. Позже он обратился с письмом ко всем членам партии, где сообщил: «Мы глубоко разочарованы, и последствиями случившегося наша партия будет заниматься еще долго. Много мандатов потеряно, многие наши депутаты не смогут продолжить свою хорошую работу в земельном парламенте. Это болезненно». Да и на самом верху партийного аппарата признали, что гамбургская ХДС не сумела предложить местным избирателям ни одной темы, которая могла бы их заинтересовать всерьез.

До этого в истории Христианско-социального союза было только два более слабых результата на земельных выборах и оба – в 50-е годы прошлого века и в одном и том же портовом городе – Бремене. Один из них партия Аденауэра, а именно этот патриарх германской политики тогда стоял у руля ХДС, показала в 1951 году, набрав 9,1% голосов. Потеря по сравнению с предыдущими выборами составила 13%, то есть, более половины избирателей отвернулось от них.

Спасло христианских демократов только то, что главным победителем тогдашних выборов была правая «Дойче партай», самораспустившаяся несколько лет спустя. Вильгельм Кайзен, искушённый бургомистр-социал-демократ, не мог взять в правящую коалицию таких партнеров, и проигравшая ХДС вошла в правительство, хотя и в роли младшего партнера.

В 1959 году, когда результат христианских демократов был все же более приличным – 14,8% – пришлось расплатиться за прежнее везение: присоседиться к власти не удалось, поскольку социал-демократы завоевали абсолютное большинство и в партнерах не нуждались.

В нынешнем году ситуация для ХДС сложилась аналогичная: ничего кроме пребывания в оппозиции ей не светит. Конечно, на такой провал партия не рассчитывала, хотя и могла бы извлечь уроки из своего предыдущего поражения 2011 года. Именно тогда закончилась экспериментальная «черно-зелёная» коалиция под руководством Оле фон Бойста, а христианские демократы вместо весомых 42,6% получили на 20,7% меньше.

Социал-демократы по результатам гамбургской схватки могут по праву праздновать победу: 45,7% – результат солидный. Казалось бы, сейчас в 14 землях социал-демократы входят в правительство, а в девяти – даже возглавляют их. Чего ещё желать?

Но если рассматривать случившееся как этап на пути к более прочной власти в Берлине, то торжествовать рано. Череда грядущих в будущем году земельных выборов не обещает громких успехов, подобных гамбургским. По собственному признанию партийного руководства, СДПГ может на них больше проиграть, чем выиграть. И тогда нынешней комфортной ситуации – как не бывало.

Особенно призрачно выглядят избирательные перспективы в Баден–Вюртемберге, где граждан пригласят к урнам 13 марта 2016 года. Дело в том, что приходу социал-демократов к власти в этой земле помогли два фактора – жалкие итоги правления «черно-желтой» коалиции в Берлине и ядерная катастрофа в Фукусиме. Они и катапультировали во власть первую в этой земле «зелено-красную» коалицию. Результаты её пребывания у власти таковы, что надеяться на победу не приходится, это подтверждают и местные социал-демократы.

Все привычные избирательные расклады на земельных выборах сейчас поломали альтернативщики. Достаточно им пройти в парламент, как «красно-зеленое» или «зелено-красное» большинство становится невозможным. Ирония судьбы: когда появилась «Альтернатива для Германии», то социал-демократы злорадствовали: ну вот, наконец-то у христианских демократов появился реальный конкурент. А теперь альтернативщики, благодаря умелым евроскептическим выпадам, перетягивают на свою сторону часть приверженцев СДПГ. Вот и выходит, что партия Зигмара Габриэля вполне может оказаться в Баден–Вюртемберге или в оппозиции, или младшим партнером при «черных» или при «зелёных».

В Рейнланд-Пфальце тоже наверняка придется держать ответ за старые грехи. Память о махинациях бывшего главы местного правительства Курта Бека хотя и уходит в прошлое, но все же они остаются жирным пятном на репутации партии. Тем более, что его преемница на посту главы правительства Малу Драйер тоже должна была сдать свои полномочия, приняв на себя ответственность за неприглядные истории, творившиеся вокруг строительства гоночной трассы Нюрбургринг. По результатам опросов общественного мнения, невооруженным глазом видно, что ХДС опережает СДПГ. И потеря земли, в которой социал-демократы бессменно правят с 1991 года, может стать для партии крайне болезненным ударом.

В Саксонии–Анхальте, где выборы состоятся в марте 2016 года, социал-демократы сейчас в том же положении, что и в федеральном правительстве в Берлине – младший партнер ХДС. Пока все складывается так, что на большее они претендовать вряд ли смогут. Колеблющихся избирателей, скорее всего, приберут к рукам альтернативщики, а демохристистиане будут изо всех сил стращать избирателей ужасами «красно-красно-зеленой» коалиции – ХДС/«Левые»/«зеленые». Тем более, что ведущий кандидат социал-демократов Катрин Будде и без того выступает против союза с «левыми».

В Мекленбурге–Передней Померании и в Берлине, где выборы пройдут осенью 2016 года, у СДПГ ситуация особого беспокойства не вызывает. Но в целом результаты всех земельных выборов будут иметь решающее значение для выигрыша главного приза – парламентских выборов 2017 года.

Но всё это будет потом. А сравнительно скоро социал-демократов ждут приятные, нет, не неожиданности, а гарантированные известия. Выигрыш майских парламентских выборов в городе-земле Бремене им практически обеспечен, и «красно-зелёная» коалиция продолжит править и дальше.

Сергей ПЛЯСУНОВ