К чему приводит дилетантское руководство


Любой германский журналист, занимающийся энергетической проблематикой, легко согласится: кто-кто, а концерны, занимающиеся атомной энергетикой, в совершенстве овладели искусством перекачивания денег из общественных касс на собственные счета. Вот и на это раз речь идет о том, что гиганты РВЕ, Е.Он и ЭнБВ сумеют смачно облегчить бюджет за те нарушения, которые были допущены властями в 2011 году, когда было принято решение об остановке принадлежащих им АЭС. Цена вопроса – 882 миллиона евро.

Нет-нет, расплачиваться предстоит не завтра: германская Фемида нетороплива, особенно, когда дело касается столь крупных сумм. Может быть, к тому времени на посту федерального канцлера будет уже вовсе не Ангела Меркель, которая в компании своих подчинённых и принимала решение об остановке станций. А неприятная обязанность раскошелиться на весьма крупную сумму может лечь на плечи совсем других людей.

Сейчас вопросом об АЭС «Библис» занимается специальная комиссия гессенского ландтага, и она уже пришла к выводу, что люди, несущие за это решение политическую ответственность, вели себя на удивление безответственно. Более того, уже поговаривают, что политики из ХДС услужливо оставили для энергетиков приоткрытую заднюю дверь, чтобы те смогли взыскать денежки в возмещение ущерба. Конечно, христианские демократы гневно отвергают эти обвинения, именуя их измышлениями любителей «теорий заговоров», но, как известно, фарш невозможно провернуть назад, и сделанного уже не воротишь…

Беда в том, что самое меньшее, в чем можно будет обвинить тогдашние правительства ФРГ и таких земель как Гессен, Баден–Вюртемберг, Нижняя Саксония и Шлезвиг–Гольштейн, это сугубый дилетантизм. Особенно солоно приходится сейчас христианскому демократу Фолькеру Буфье, возглавляющему правительство Гессена. Когда недавно на свет всплыла его переписка с бывшим главой РВЕ Юргеном Гроссманом, то вопрос о том, что это было – дилетантизм или «дружеская услуга» по принципу рука руку моет, встал, как говорится, в полный рост.

999-atomicНо еще пикантнее то, что в письма Гроссмана есть указание на некую договоренность с тогдашним главой ведомства федерального канцлера Рональдом Пофаллой. Вот сейчас депутаты-расследователи и занялись вплотную вопросом, какие роли в принятии решения об остановке АЭС играли Меркель, Пофалла, Зеехофер (Бавария), Маппус (Баден-Вюртемберг), Карстенсен (Шлезвиг-Гольштейн) и Макалистер (Нижняя Саксония).

Речь идет о бурных днях марта 2011 года, сразу после трагедии в японской Фукусиме. Буквально за несколько дней федеральное правительство и кабинеты министров пяти упомянутых земель, в которых ХДС играла первую скрипку, приняли решение об остановке на три месяца всех ядерных электростанций.

В ходе проводимого в Гессене расследования становится все яснее, как плохо было продумано это решение. Ведь чтобы корректно оформить его в правовом отношении, политикам из ХДС надо было убедить население в полной противоположности того, в чем они его уверяли все предыдущие годы – германские атомные электростанции абсолютно безопасны при любых, даже самых невероятных коллизиях.

По завершении трехмесячного моратория любительские упражнения были продолжены. Закон об остановке АЭС еще не был готов, а реакторы запускать не хотели. Вот тут и образовался семинедельный простой, за который хозяева станций сейчас требуют щедрого возмещения убытков.

Встречные аргументы ХДС выглядят сомнительно. Один из них таков: иначе поступить было нельзя. Остановки АЭС якобы требовали все, даже оппозиционные партии. Это явная передержка: требования слышались со стороны тех, кто делал это всегда, из года в год – сторонников партии «зеленых». Но именно они накопили достаточный опыт борьбы и в федеральном правительстве, и в земельных, чтобы понимать, что успеха можно добиться, только действуя безупречно в правовом отношении.

Есть серьезные основания подозревать, что у христианских демократов именно это и не получилось. Теперь придется серьезно расплатиться. И в материальном отношении, и в политическом.

Андрей ГОРЮХИН