Главная > Финансы & банки > Валюта > Количественное смягчение по-европейски

Количественное смягчение по-европейски

hedge__
image_pdfimage_print

Можно ли считать неортодоксальным шаг Европейского центрального банка (ЕЦБ) и его председателя Марио Драги, начавшего скупку ценных бумаг для борьбы с дефляцией и стимулирования экономического развития стран зоны евро?

С точки зрения либеральной теории, да.

Согласно ее постулатам, центральному банку следует поднимать учетные ставки при угрозе перегрева экономики и снижать при угрозе ее торможения. Покупка частных или казначейских облигаций относится к числу неортодоксальных действий. Однако после нескольких лет именно такого курса в США, получившего название «количественное смягчение», подобная практика получила официальное благословение и вошла в число приемлемых.

После американского опыта сначала на этот же путь встала Япония, а в 2015 году и еврозона, за которой последовали Швеция и Дания. Небанальные действия сравнимого плана проводит и Швейцария. При этом США уже свернули такую программу, взяли курс на укрепление доллара, но сейчас, кажется, задумались о целесообразности продолжения укрепления своей валюты в условиях, когда конкуренты занимаются ослаблением их валют для стимулирования экономики и экспорта.

Решение ЕЦБ имело определенные особенности, что неизбежно, если учесть разнокалиберность стран, входящих в еврозону, и их текущих интересов.

«Количественное смягчение» подразумевает эмиссию денег, на которые покупаются бумажные активы. Это имеет целью снизить их доходность и, накачивая экономику деньгами, стимулировать инвестиции, развитие, потребление, ликвидировать дефляцию. В принципе, ЕЦБ уже максимально снизил доходность европейских гособлигаций, в некоторых странах она уже была негативной. Следовательно, нынешний шаг направлен на то, чтобы не допустить увеличения рентабельности таких ценных бумаг, опасность чего, наверное, видел М.Драги и его единомышленники.

Особенностью этой программы ЕЦБ являются ее масштабы и попытка разделить риски. Объявленная программа предполагает покупки ценных бумаг до сентября 2016 года на общую сумму 1,14 триллиона евро. Это меньше американской программы (4,5 триллиона долларов), но больше ожидавшихся 500 миллиардов евро.

Что касается рисков, то ЕЦБ частично делит их с коллегами из ЦБ стран-членов. Последние будут приобретать только гособлигации, но не частные бумаги, причем, покупки будут делаться в рамках определенных пропорций и при наличии некоего потолка. Иными словами, риски делятся, но не в полной мере. Однако несбалансированность в этом показателе уравновешивается удвоением ассигнованных сумм.

Из этой конструкции вытекает исключение возможной неплатежеспособности отдельных стран еврозоны (кроме Греции – о ней разговор особый). Эта опасность исчезает из-за разделения покупок госбумаг как ЕЦБ, так и национальными ЦБ.

Остается посмотреть, приведет ли этот маневр к финансовой стабилизации еврозоны и росту инвестиций в ее экономику.

Светлана ФИРСОВА

№2(96), 2015