Швейцария перестала стреноживать франк


Банкиры, финансовые аналитики и брокеры всего мира были застигнуты врасплох в середине января известием об отказе Национального банка Швейцарии и впредь поддерживать минимальный обменный курс: 1,20 франка за один евро. Такое соотношение валют сохранялось с середины 2011 года.

Три с половиной года назад, в разгар долгового кризиса в зоне евро, швейцарская валюта в очередной раз в своей истории превратилась в надёжное убежище, но теперь – для обладателей единой европейской валюты, которая хлынула в банки Альпийской республики. Вскоре более слабый франк достиг паритета с евро, но «аппетит» иностранцев на швейцарские деньги не насыщался. В результате уже через несколько месяцев Национальный банк Швейцарии ограничил курс соотношением 1,20 к одному евро, и всё это время был вынужден скупать единую европейскую валюту у спекулянтов. В результате её резервы увеличились почти в десять раз!

Какие последствия будет иметь решение Центробанка для экономики Альпийской республики и для стран Европейского Союза?

Громкая новость немедленно повлекла за собой возникновение очередей у обменных бюро в Цюрихе и Женеве, рекордное падение швейцарского биржевого индекса. А курс евро достиг самого низкого уровня за последние 10 лет. Одни швейцарские экономисты прокомментировали это как «закат десятилетия беспечной жизни» соотечественников, другие – как неизбежное событие, вызванное серьёзными проблемами зоны евро: главному банкиру Швейцарии «пришлось отрезать себе кисть руки, дабы не пришлось отрубить всю руку».

В период после разразившегося в ЕС в 2008 году долгового кризиса Швейцария с её незыблемым франком казалась мощным утёсом среди бушующих волн. В Альпийскую республику потянулись на заработки высококвалифицированные специалисты из стран Союза, даже из Германии, Франции и Италии. Местные политики спокойно игнорировали или откладывали на потом принятие решений по таким судьбоносным вопросам, как присоединение к «двадцати восьми» или вступление в зону евро. Напомним: эта страна пока присоединилась только к Шенгенскому договору о безвизовом перемещении на территории Евросоюза.

Удорожание национальной валюты нанесёт тяжёлый удар по экспортно-ориентированной экономике Швейцарии. Её продукция, в том числе, лекарственные препараты и знаменитые часы, станут менее конкурентоспособными на мировом рынке. Местные предприниматели заговорили об экономическом «цунами» и даже о разразившейся «катастрофе». Один из производителей часов уже пригрозил правительству перенести своё производство в соседнюю Германию. Вместе с тем, ощутимо пострадает и главный сектор – финансовый, поскольку оперирующие иностранной валютой швейцарские банки теперь расходуют на внутренние издержки подорожавшие франки, что неизбежно отразится на доходах. В целом, как подсчитали аналитики одного из банков, рост ВВП страны в 2015 году должен сократиться на 1,3% – до 0,5%.

Волны «швейцарского цунами» заденут и некоторые страны Восточной Европы, чьи жители брали кредиты и ипотеки в валюте Альпийской республики. В Польше таких заёмщиков насчитывается примерно 700 тысяч – это около 40% людей, приобретающих жильё. Немало их и в Хорватии.

А кто же выиграет от подорожавшего франка? Прежде всего, конкурирующая со Швейцарией мощная финансовая площадка – Люксембург, банки которого становятся ещё более привлекательными для инвесторов и частных вкладчиков.

Александр СОКОЛОВ

Удорожание швейцарского франка болезненным эхом отозвалось в ряде восточноевропейских стран ЕС, население которых в прошлые годы часто брало ипотечные кредиты в этой валюте. Наиболее сложное положение складывается в Польше, где по состоянию на 2013 год было более полумиллиона ипотек в швейцарской валюте. Решение НБШ привело к подорожанию этой денежной единицы по отношению к польскому злотому, который всего за несколько часов подорожал с 3,5 злотых за франк до 5,2 злотых. Затем он стабилизировался на отметке 4,3 злотых. «Газета выборча» подсчитала, сколько должен будет платить польский держатель ипотеки в швейцарских франках, если обменный курс останется на нынешней отметке. По ее данным, в среднем он выплачивает в месяц сумму, эквивалентную 500 евро. А держатели ипотек во франках должны будут платить 570 евро в месяц. Такое большое число заемщиков в швейцарских франках объясняется тем, что до кризиса банки поощряли их брать ипотеки именно в этой валюте. Для этого они предлагали гораздо более низкий процент – 4,65% против 10-12% за ипотеки в злотых. Многие поляки дали себя уговорить, но теперь оказались в сложном положении. Они требуют от правительства Польши принять меры для решения своих проблем. В прошлом году с такой проблемой уже столкнулись в Венгрии. Тогда венгерское правительство пошло на решительные меры, обязав коммерческие банки конвертировать ипотеки в иностранной валюте в форинты, причем, на выгодных для заемщиков условиях. Теперь и в Варшаве подумывают о подобных мерах. Сходные трудности возникают в ряде других стран. Например, в Румынии около 70 тысяч семей имеют ипотеки в швейцарских франках. Подобное положение существует также в Сербии и Хорватии.