Италию обворовывают кто ни попадя


Наследница древнейшего цивилизационного очага, известного как Древний Рим, кто она? Кладезь или кладовка? Ответ напрашивается сам: кому – как. Для продавца ценных артефактов итальянца Джанфранко Бечины, породившая его земля воспринимается двояко. Как почва, на которой произросли драгоценные плоды творческого духа – архитектурные, живописные, музыкальные, литературные шедевры. И как источник доходов.

Человек, не лишенный хорошего вкуса, знает не только о непреходящей ценности произведений искусства, но также об их баснословной рыночной цене. Синьор Бечина с супругой владеют галереей в Швейцарии. Он засветился в конце января как фигурант криминального расследования о кражах в особо крупных размерах. Краденое обнаружили в Базеле. Предварительная суммарная оценка находки: 45 миллионов евро. В составленной криминалистами описи значатся части фресок, сосуды разного предназначения, в том числе вазы, дамские украшение, бронзовые статуи. Они относятся к разным периодам: от VIII века до н.э. до III века н.э.

Помимо профессиональных воров и скупщиков краденого, подчас включающих и содержателей художественных галерей, мелкие пакости устраивают и клептоманы-любители из числа туристов. Их излюбленный улов – «камушки», подбираемые укромным образом в римском Колизее и особенно в засыпанных пеплом Помпеях у подножия Везувия, куда ежегодно наведываются 2,5 миллиона любителей античности и катастроф. Так, в сентябре 2014 года в столичном аэропорту Фьюмичино задержали американскую пару, позарившуюся на кусочек… руин.

История болезни пухлая. Этим занимались на протяжении многих поколений. В октябре прошлого года произошел случай знаковый: одна канадская дама вернула фрагмент постройки из Помпей – терракотовое украшение потолка, которому 2000 лет. Нехороший поступок жительница Монреаля совершила полвека назад во время медового месяца, а ныне, когда ей перевалило далеко за 70, усовестилась и решила исправить грехи молодости. Таких, как она, – не единицы.

«Нам приходят сотни посылок с сотнями артефактов», – рассказывает Массимо Осанна, управляющий директор этого музейного заповедника. – Люди выражают сожаление, признаются, что совершили ужасную ошибку и обещают никогда больше такого не повторять». Возвращенных экспонатов накопилось столько, что музей решил выставить их на всеобщее обозрение. Зрелище предстоит и увлекательное, и поучительное: раскаявшиеся клептоманы послужат доброму делу.

Неожиданным стало попутное предложение М.Осанны, адресованное психологам и социологам. В интервью итальянской газете «Мессаджеро» глава музейного комплекса в Помпеях обратил внимание на такую деталь: «Самое любопытное в антропологическом плане – это письма, которые сопровождают бандероли с украденными вещами. Люди, совершившие проступок, – не похожи друг на друга. Стоит разобраться, кто они такие».

Интересно: станет ли от такой экспозиции и таких разоблачений меньше желающих тайком положить себе в рюкзачок застывшую в камне историю? Знаем ведь по своим дальним и близким знакомым, что у многих прямо-таки руки чешутся – дай им прикарманить сувенирчик из культового места. А иные не погнушаются «слямзить» или «стырить» чего-нибудь поценнее, а затем «толкнуть» вещь таким торгашам, как синьор Бечина.

Помните, как это сказано у Андрея Вознесенского: «Ты опаснее, чем вор, скупщик краденого! Лоб краплёный полон мыслями, белый, как Наполеон, чёлка с круглыми залысинами липнет трефовым тузом…» Нет, это не провидческий портрет Джанфранко Бечины, но описание архетипа тех скользких и ловких типажей, что паразитируют, в том числе, и на расхищении нашего общего культурного наследия. В зоне особого риска – старушка Италия, которую обворовывают, как выясняется, кто ни попадя. Негоже!

Надежда ДОМБРОВСКАЯ