Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > ЕС: Четыре сценария для Балкан

ЕС: Четыре сценария для Балкан

west-Balkans
image_pdfimage_print

Политическая консультационная группа по Балканам в Европе опубликовала исследование о перспективах вступления т.н. западнобалканских стран в ЕС. Эта группа создана Европейским фондом в поддержку Балкан и Центром по изучению Юго-Восточной Европы в Университете Граца (Австрия).

Термин Западные Балканы был придуман в 1990-х годах, в разгар вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии. Он охватывает страны, образовавшиеся на ее месте, а также Албанию.

Авторы исследования считают, что отношения между балканскими странами, остающимися за пределами ЕС, и самим ЕС могут развиваться в перспективе по четырем сценариям.

Предполагаемые сценарии выглядят так:

- продолжение расширения ЕС в регионе в рамках нынешних процедур;

- торможение процесса вступления в ЕС по примеру того, как это происходит с Турцией:

- полный отказ от вступления в ЕС и рост региональной нестабильности:

- взрывное ускорение процесса присоединения к ЕС.

Наиболее вероятным сценарием исследователи считают первый. Условия приема этих стран в ЕС были переформулированы в 2010-11 годах, с учетом негативного опыта вступления в Союз Болгарии и Румынии. Они называются «Копенгаген-плюс». Критерии включают классические требования к странам-кандидатам: демократия, действующая рыночная экономика, способность соответствовать нормам ЕС (они были приняты в 1993 году главами государств и правительств стран ЕС в Копенгагене) плюс некоторые специфические требования – сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии и нормализация двусторонних отношений с соседями.

При таком развитии событий каждая балканская страна, стремящаяся в ЕС, ведет переговоры самостоятельно, в отрыве от других кандидатов. При этом Брюссель делает упор на нормах правового государства и правильного управления (good governance): частые проверки порядка введения в странах-кандидатах соответствующих норм, использование политических методов для решения возникающих конфликтных ситуаций. Это делает переговорный процесс технически сложным. Положение осложняется обострением внутренних дискуссий о целесообразности вступления в ЕС (и приема в ЕС), что замедлило переговоры. Продолжение работы в этом ключе ставит под вопрос темпы расширения ЕС, особенно с учетом отставания от различных требований таких балканских стран, как Босния и Герцеговина, Македония и Косово.

Второй и третий сценарий рассматриваются как варианты такого развития событий, при которых страны региона отойдут от курса на интеграцию с ЕС. Авторы исследования полагают это возможным при различных ситуациях – от обострения глобального финансового кризиса и интеграции еврозоны (например, выхода Греции из зоны евро) до бесконечного затягивания переговоров, как это произошло с Турцией. Не исключается, что Турция и/или Россия могут предложить иную модель политического и экономического развития, которые покажутся более привлекательными и достижимыми. В докладе высказывается предположение, что такие сценарии способны обернуться сменами режимов в этих странах-кандидатах, ростом авторитаризма, появлением новых замороженных конфликтов, например, в северной части Косово, где компактно проживают сербы.

Четвертый сценарий исследователи считают самым привлекательным. Они полагают, что для его осуществления Брюссель должен отказаться от переговоров с каждой отдельной страной-кандидатом и перейти к переговорам со всей этой группой стран. Тем самым может быть обеспечен их последующий прием целым блоком, как это было при массовом приеме других восточноевропейских государств в 2004 году. Так можно будет создать, по выражению авторов, «соревновательную динамику» между кандидатами, которые станут энергичнее проводить требуемые реформы. Однако при этом есть риск, что эти реформы окажутся поспешными и в основном останутся на бумаге. Наконец, при подобном развитии событий можно будет избежать обострения конфликтов, существующих между некоторыми из этих стран. Причем их интеграция в ЕС не должна будет представлять слишком большой проблемы для самого Союза с учетом того, что совокупное население этой группы государств относительно невелико и составляет 18,5 миллиона человек.

Светлана ФИРСОВА

Страны Западных Балкан стремятся всячески привлечь инвесторов из стран ЕС, предлагая крайне выгодные условия для работы на своих рынках.
В конце декабря глава правительства Италии Маттео Ренци нанес в Албанию последний визит в рамках завершавшегося полугодового председательства своей страны в ЕС. На итоговой пресс-конференции его албанский коллега Эди Рама в таких выражениях призвал итальянцев работать в его стране: «В Албании нет профсоюзов, в отличие от Италии. У нас налог не превышает 15%. Я бы не хотел создавать проблем моему другу Ренци, особо подчеркивая, что в Италии профсоюзы есть, а у нас их нет».

№1(95), 2015