Их стало девятнадцать


Итак, последнее из государств Прибалтики вступило в зону евро. Социал-демократ Альгирдас Буткявичус, возглавляющий сейчас правительство Литвы, под сполохи фейерверков провозгласил, что в стране отныне началась новая эра, ну, и все прочее, приличествующее такому торжественному случаю.

Кроме того, прямо в первую минуту наступившего года, Буткявичус, в хорошей компании, состоявшей из его эстонского коллеги Таави Рыйваса и латышского министра иностранных дел Эдгарса Ринкевичса, лично извлек из недр банкомата первую в истории Литвы пятиевровую купюру.

Вам кажется, что это маленькое действо – обычная пиар-акция, которая должна сопровождать столь масштабное событие? Это потому, что вы, наверное, не читали австрийской газеты «Прессе» и, значит, не знакомы с её изысканной трактовкой: происшедшее надо понимать как акт символического сопротивления. Чему? Как вы не понимаете, ну, конечно же, недвусмысленной угрозе вооруженного вторжения во все три республики, прозвучавшей из Москвы. Кто и когда им, несчастным, этим угрожал? Вот уж это вы узнайте у автора, Пауля Флюкигера, ему виднее.

Он сообщает также и о том, что «после 50 лет советской оккупации радуется, прежде всего, литовская элита, благодарная за то, что страна снова вернулась в сообщество западной экономики и ценностей». Ну, вот и слава богу. Тем более что это Флюкигер уже не сам придумал, а взял из выступления Буткявичуса по местному радио.

Министр финансов Литвы Римантас Шаджюс, должность которого предполагает занятия практического свойства, упирает на хозяйственные преимущества вхождения в зону евро, поскольку «Эстония и Латвия, находящиеся там с 2011 и 2014 года соответственно, получили выгоды от ускорения экономического роста». Аудиторская компания «Эрнст & Янг» считает, что в 2015 году Литва может рассчитывать на 4,5% роста ВВП. Тем самым она должна опередить и Латвию (3,4), и Эстонию (2,7).

Все три республики страдают сейчас от российского эмбарго на импорт продукции сельского хозяйства из стран ЕС. «Даже десять лет спустя после вхождения в состав Европейского Союза старые советские торговые связи важны для Прибалтики», – сокрушается «Прессе». Ну да, ведь и литовский экспорт на 60% был ориентирован на Восток, и основу экономического роста составляло именно увеличение вывоза товаров в Россию. Вот и судите сами, насколько реальными окажутся прогнозы «Эрнст & Янг».

Так, с эйфорией литовской элиты все понятно. А чего ждут от введения евро простые граждане? Представьте себе, как и прежде в этой среде ощутим сильный скепсис. Это не я, это Пауль Флюкигер со страниц «Прессе» об этом сообщает.

Активнейшая рекламная компания позволила увеличить число симпатизантов единой европейской валюты с 45% в сентябре до 60% с лишним в декабре, что можно считать несомненным пиар-успехом. Но шестьдесят – это хотя и большинство, но далеко не подавляющее. Чего же опасаются скептики? Легко догадаться – повышения цен. Это в основном. А ещё некоторым жалко расставаться с литом, поскольку они считают его символом новообретённой в 1991 году независимости.

Но, если оставить в стороне эмоции и сосредоточиться на цифрах, то увидим, что соотношение между евро и литом будет 1:3,45, и выходит, что в реальном выражении каждый литовец будет зарабатывать ощутимо меньше. Что это значит для страны, где безработица сейчас пребывает на уровне 12% трудоспособного населения, а среди молодежи и вовсе составляет 20%, объяснять не надо. Немудрено, что молодежь в поисках работы массово покидает родные края.

Как всегда, особенно сложно придется людям с фиксированными доходами, скажем, пенсионерам. Между прочим, даже в европейской прессе приходилось встречать признания, что пожилые жители приграничных районов Литвы охотно поправляют свой бюджет за счет контрабандных товаров – откуда бы только? Оказывается, от тех самых «оккупантов», угрожающих новым пришествием в тихий литовский рай – из России. Благо Калининградская область рядом…

Марина СМИРНОВА