Сербия и Албания налаживают мосты. Или нет?


Всякая война кончается миром, всякий конфликт рано или поздно бывает урегулирован. Вот и отношения между Сербией и Албаний, находившиеся на точке замерзания со времен кризиса вокруг Косово, сербского края, населенного преимущественно этническими албанцами, постепенно начали оттаивать.

В 1999 году НАТО разбомбила Сербию, обвинив ее в преследовании косовских албанцев, затем туда были введены международные миротворческие силы и через несколько лет западные страны подтолкнули Косово к одностороннему провозглашению независимости.

Все это не могло не отравить сербско-албанские отношения. Тем не менее, они постепенно стали развиваться, особенно в торгово-экономической сфере. Соседи все-таки! С 2000 года товарооборот вырос в 700 раз, хотя в физическом выражении остался небольшим – 170 миллионов долларов в 2013 году. При этом Сербия имеет в этой торговле профицит, поставляя Албании металлопродукцию, зерно и электроэнергию.

Стремление обеих балканских стран войти в ЕС побудило их самих попробовать найти точки сближения. К этому их подталкивал и Брюссель. Отправной точкой нового старта должен был стать визит в Белград албанского премьер-министра Эди Рама. Предыдущий двусторонний контакт на высшем уровне имел место в… 1946 году между тогдашним албанским лидером Энвером Ходжей и руководителем существовавшей в то время Югославии Иосифом Броз Тито.

Однако на этот раз дело пошло не совсем гладко. Сначала, в октябре 2014 года произошел инцидент во время футбольного матча в Белграде между сборными двух стран. В разгар игры над полем пронеслось небольшое летающее устройство с красно-черным (цвета Албании) флагом, на котором были изображены контуры Великой Албании, включающей не только Косово, но и территории ряда других соседних государств. На футбольном поле возник инцидент, матч был остановлен, разгорелся громкий международный скандал. Масла в огонь подлили сообщения о том, будто этим аппаратом дистанционно управлял находившийся на стадионе брат главы албанского правительства. Официально это подтверждено не было, сам он отнекивался.

Эта история привела к переносу визита Э.Рамы в Сербию на несколько недель, но во время визита случился новый инцидент. В ходе совместной пресс-конференции с сербским премьером Александром Вучичем албанский лидер сказал: «Чем скорее Сербия признает независимость Косово, тем быстрее произойдет прогресс» в двусторонних отношениях и регионе.

Сербский руководитель расценил эти слова как провокацию. Он заявил, что «не позволит никому унижать Сербию в Белграде», напомнив, что Конституция его страны считает Косово частью Сербии. Впечатление от визита было смазано, хотя в Брюсселе сочли прошедшие переговоры «началом нового этапа в отношениях между двумя странами».

Показательно, что пока А.Вучич и Э.Рама обменивались колкостями перед прессой, министры двух стран подписывали три межправительственных соглашения – о сотрудничестве таможенных служб, о молодежных обменах и о том, чтобы при поездках друг к другу граждане двух стран могли ограничиваться предъявлением на границе удостоверения личности.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ