ПЕГИДА – запомните это слово


К чему нам это малопонятное сочетание букв? – спросите вы. Сейчас увидите. Давайте расшифруем эту не особенно изящную аббревиатуру длинного немецкого названия. PEGIDA, или полностью Patriotische Europaer Gegen die Islamisierung des Abendlandes, значит ни больше, ни меньше как «Европейские патриоты против исламизации Запада». Так именуется новое политическое движение, пока довольно аморфное, но весьма деятельное, выводящее тысячи и тысячи немцев на улицы многих германских городов – Дюссельдорфа, Касселя, Лейпцига… И особенно – Дрездена. «Флоренция на Эльбе» стала местом проведения еженедельных понедельничных маршей – сами сторонники движения предпочитают называть их «прогулками».

Как говорится, я ни на что не намекаю, но все же хочу напомнить: кампания гражданского неповиновения, приведшая к отстранению от власти правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии, началась именно с «Монтагсдемо» – понедельничных демонстраций, собиравших многие десятки тысяч участников. И происходили они в той же Саксонии – Лейпциге и Дрездене. Нет-нет, ПЕГИДА не потрясает основ (пока), не провозглашает сиюминутных политических целей (на нынешнем этапе), не просит никого потесниться и уступить ей какое-нибудь местечко у кормила власти (в ближайшее время). Но призывы типа «Госпожа Меркель, ваше время истекло!» звучат во время «прогулок» в полный голос.

Чего же хотят и против чего вступают сторонники движения? Может, перед нами закоренелые расисты, ксенофобы и исламоненавистники? Вряд ли… Принимать беженцев из районов военных действий, а также лиц преследуемых по политическим и религиозным мотивам они считают долгом европейских государств. Но в то же время хотят, чтобы в конституции ФРГ было прописано не только право на получение убежища, но и обязанность беженца интегрироваться в германское общество. Они выступают за то, чтобы для принимаемых создавались условия, не унижающие их человеческого достоинства, а поток беженцев справедливо распределялся между всеми странами ЕС. Рассмотрение запросов на предоставление убежища должно, по мнению ПЕГИДА, протекать по швейцарскому или нидерландскому образцу, что позволит значительно снизить сроки рассмотрения и ускорить интеграцию приезжих в германское общество.

В то же время они призывают не сокращать расходы на полицию, не увольнять «лишних» стражей порядка и проводить политику «нулевой толерантности» в отношении правонарушителей из числа беженцев и мигрантов. Вообще, действующие нормы права, касающиеся «понаехавших», они считают отжившими и требуют их полного и комплексного пересмотра.

ПЕГИДА утверждает, что ничего не имеет против мусульман, способных интегрироваться в германское общество, но в то же время подчеркивает, что не приемлет женоненавистничество и насилие, пронизывающе исламский фундаментализм. И, конечно, не стесняется подчеркнуть, что выступает за сохранение и защиту иудейско-христианских основ западной культуры.

Движение категорически выступает против создания параллельных общественных структур и особенно – параллельной юстиции, всех этих шариатских судов, шариатских милиций и тому подобных новаций. Не вызывают у них приязни откровенно идиотские изобретения типа родитель номер 1 и номер 2, и детей «среднего рода». При этом ПЕГИДА подчеркивает, что выступает против любого радикализма, как политически, так и религиозно мотивированного.

Именно такая мешанина, или, корректно говоря, эклектика в воззрениях и позволяет этаблированным политиками и большой прессе относиться к ПЕГИДА высокомерно, упрекая её за нагнетание ненужных страхов и ненависти и за то, что на «прогулках» массы аплодируют речам «бывших взломщиков и наркоторговцев, освобождённых условно».

Менее предвзятые наблюдатели признаются, что просто не в силах объяснить причину выброса эмоций, сопровождающего «прогулки» ПЕГИДА. Эта неспособность, право же, выглядит интеллигентским кокетством, поскольку невозможно не заметить очевидного – протеста «простого человека» против политического бомонда, окружающего госпожу Меркель, которая вместе со всеми этими подручными ведёт страну в неверном направлении, не решая насущных проблем.

Абсолютно не уместны в этой ситуации сетования на то, что «прогулочные» протесты противоречат, дескать, сути германской политической культуры – столкновению аргументов, умению слушать, уважению чужого мнения, способности найти компромисс и прочим проявлениям политически корректного благодушия.

Интересно, неужели пишущим всю эту приевшуюся лирику не приходит в голову, что люди тогда и начинают орать в голос, когда видят, что иначе донести свое мнение до «правящего картеля» нет никакой возможности? А те, кто годами пропускал все мимо ушей, начинают теперь вести умиротворяющие беседы: давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Так раньше-то что мешало это сделать? Ах, вы считали их «дискурсунфэиг», проще говоря, не заслуживающими того, чтобы вести с ними просвещённую беседу! Вот и не удивляйтесь теперь, что они не беседуют, а орут вам в физиономию всякие малоприятные вещи. Да еще и собирают несметное количество «лайков» в Фейсбуке. У вас, господа, своя политическая культура, а у них – своя. Вовремя надо было думать.

И теперь можно до посинения рассказывать «прогуливающимся», что мигрантов в Саксонии всего-то 2,2% – 99 тысяч из 4 миллионов. Они не то, что верить вам, они даже слушать вас не станут, потому что «эти там наверху все врут».

И не стоит с подлинно аристократическим высокомерием заявлять, что «этими людьми управляет не голова, а живот», и всплеск этот «бесцелен». Дайте срок, появятся и цели, и лидеры, за этим дело не станет. Если, конечно, с протестующими не найдут общего языка. Только хорошо бы делать это не так дуболомно, как баварский Христианско-социальный союз, который вознамерился предписать иммигрантам даже дома говорить по-немецки, а не на родном языке. Ладно, хоть не требуют смотреть сны исключительно на языке Шиллера и Гёте.

Конечно, не обошлось и без контрдемонстрации: 8 декабря против 10 тысяч «прогуливающихся» вышло примерно столько же сторонников лозунга «Дрезден для всех». Среди них была госпожа обербургомистр Хельма Оросц, отставки которой требует ПЕГИДА, члены городского и земельного правительства, представители еврейской общины, деятели культуры – все они, столкнувшись с постоянным увеличением сторонников протестного движения, попытались спасти репутацию саксонской столицы как «города, открытого всему миру».

Федеральный министр юстиции социал-демократ Хайко Маас призвал все политические партии дистанцироваться от протестов, организуемых под эгидой ПЕГИДА. Можно подумать, что «прогуливающиеся» пытались найти среди них союзников…

В предрождественские дни волна протестов, несомненно, стихнет: никто не захочет омрачать себе семейные торжества, да и полицейским, которых свозят «на усиление» со всех окрестных земель, тоже надо дать отдохнуть. Нельзя забывать и об интересах оккупирующих в это время центр города торговцев сувенирами и знаменитыми «штолле» – праздничными кексами, которые нигде в Германии не делают такими вкусными как в Дрездене.

Но ведь после праздников всегда наступают будни. И сейчас никто не сможет сказать, чего от них стоит ожидать.

Андрей ГОРЮХИН