ЕС: быстро и почти безрезультатно


Встреча глав государств и правительств стран Европейского Союза завершилась на день раньше, чем предполагалось. Уже к началу двенадцатого в пятницу, 19 декабря, канцлер ФРГ Ангела Меркель вышла к журналистам. Такого не припомнят даже те, кто провел в кулуарах Европейской Комиссии многие годы: большинство «боссов» разъехалось по домам уже ночью.

Погодите, а как же кризис на Украине, санкции против России, тяжелое положение в экономиках многих стран ЕС? Неужели у европейских лидеров не возникло желания обменяться мнениями по этим серьезнейшим проблемам? Неужели им нечего было сказать друг другу?

Своеобразным ответом на эти вопросы стало то, с чего начала свою пресс-конференцию Ангела Меркель. «Это было хорошо подготовленное, хорошо организованное заседание Совета Европы. Под руководством нового председателя Совета Дональда Туска мы хорошо работали и закончили еще до полуночи». Ну да, когда внешность женщины больше не за что похвалить, то говорят, что у неё волосы красивые.

Правда, журналисты, участвовавшие в пресс-конференции, приметили не столько галантность фрау канцлерин, сколько то, что главу внешней политики и политики безопасности ЕС Федерику Могерини она зачем-то назвала «Маргеритой Могерини». Возможно, к вечеру проголодалась и мечтала о том, чтобы перехватить кусочек пиццы?

Но это не помешало Ангеле Меркель продемонстрировать непреклонность в отношении антироссийских санкций. «Они были введены по определённым причинам и могут быть сняты только после исчезновения этих причин». И точка. Конечно, было подчеркнуто, что «мы все едины и Совет Европы принял решение единогласно». То есть, я всех построила, будьте благонадежны. И все же интересно, кого имел в виду австрийский канцлер Вернер Файман, когда после заседания сказал: «Санкции были применены как своего рода самозащита. Но есть те, кто превращает их в своего рода религию». К тому же он вполне определённо дал понять, что единство которое усиленно транслирует вовне глава германского правительства, не было на деле таким уж нерушимым и есть среди европейских лидеров те, кто склоняется к поиску разумных решений. «Есть не только путь, все больше загоняющий нас вглубь, есть и другой путь, выводящий наружу», – сказал он.

Так или иначе, антикрымские в полном смысле этого слова санкции были приняты. А вот конкретных обещаний об оказании финансовой помощи стоящей на грани банкротства Украине почему-то не последовало. Ограничились тем, что послали сигнал о «готовности сделать это». Ну что ж, чем богаты, тем и рады. В данном случае – очередными обещаниями. Пока же Киеву предлагается неуклонно следовать по пути реформ, бороться с коррупцией и все прочее, что вы и сами давно знаете.

Дональд Туск присвоил России статус «стратегической проблемы». Звучит красиво, но о том, как должна выглядеть эта общая стратегия ЕС в отношении России, что-то ничего конкретного пока не сказано. Будет ли она похожа на то, чего требуют несгибаемые борцы вроде поляков и прибалтов? Или, наконец, дадут слово и тем, кто считает, что стратегия все же должна основываться не на спорадических реакциях на события, а являться воплощением некоей осмысленной идеи.

Единственным, пожалуй, конкретным решением саммита стало принятие юнкеровского инвестиционного плана. Состоит он в том, что Европейский инвестиционный банк даст 15 миллиардов евро и, придя в восторг от этой неслыханной щедрости, представители европейских деловых кругов тут же притащат в двадцать раз больше, а все это будет триумфально инвестировано в многочисленные инфраструктурные проекты. Хорошо бы, чтобы так вышло…

Дабы не оказаться обвинённым в излишней предвзятости, давайте в завершение разговора приведём оценку австрийской газеты «Штандард». «У глав правительств не было ни идей, ни энергии, ни желания противопоставить многостороннему кризису что-либо в качестве не национальной, а общей политики. Их досрочный отъезд выглядел печально, поскольку они не решили ничего конкретного, не приняли ни единой меры – экономической или улучшающей ситуацию в сфере занятости – отличающейся от того, что делает Европейская Комиссия. Доверия граждан так завоевать не удастся».

Сергей ПЛЯСУНОВ