Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Греция: долг платежом красен

Греция: долг платежом красен

image_pdfimage_print

Министры и банкиры, международные чиновники и профессура, эксперты и журналисты на разные лады обсуждают проблемы, связанные с греческой государственной задолженностью, спорят о путях выхода из создавшегося положения, о суммах, сроках, рейтингах и программах. Картина получается пестрая, как костюм Арлекина. Сколько людей – столько рецептов.

Почему именно Греция? Не будем даже рассматривать высокомерные рассуждения европейских северян про безалаберность греческого менталитета и последствия слишком долгого пребывания греков под оттоманским владычеством, отрезавшим их от благодати западного развития. Неужели десяток и более лет назад те же европейские северяне, стремясь образовать максимально широкую зону евро, от которой сами выигрывали больше других, не знали про несовершенство афинской статистики? Про разные хитрости, к которым прибегали менявшие друг друга правительства Греции (и не только Греции), чтобы соответствовать догме критериев, позволявших той или иной стране перейти на единую валюту? Да ни за что не поверю! Посмотрите газетные публикации тех лет и проверьте сами, что тогда писали журналисты на эту тему. Журналисты знали, а банкиры с политиками нет? Значит, тогда было выгодно закрывать глаза на разные финансовые вольности греческих властей, а теперь – нет?

Во всяких политико-финансовых расчетах за скобками оказываются люди. Те самые, за счет которых банкиры и министры будут экономить деньги, рационализировать бюджет, затыкать дефициты, иными словами, исправлять последствия собственной безалаберности и безответственности. Экраны телевизоров по всему миру регулярно пестрят кадрами огромных манифестаций перед зданием парламента в Афинах, где в лучшие времена собирались туристы, чтобы посмотреть и сфотографировать зрелищную смену почетного караула, в котором стояли рослые солдаты в старинной форме с помпонами на башмаках. Отчего по всей Греции бастуют и не смиряются с неизбежностью жертв, без которых не дадут денег и будет еще хуже? Почему португальцы, которые также оказались в катастрофической финансовой ситуации, смиренно выбрали новое правительственное большинство, которое собирается прописывать согражданам еще более горькие пилюли экономии, чем предыдущее?

Видимо, все дело в психологии. Нынешнее греческое правительство пришло к власти на выборах, когда все еще было хорошо, но уже все знали, что будет плохо. Свалив вину на прежний кабинет (на это были основания), новые власти пообещали взяться за дело, засучив рукава, и исправить положение. Ему поверили. Шли месяцы, свет в конце тоннеля не появлялся. По сути, внешние кредиторы (МВФ и ЕС) стали диктовать Афинам основные направления политики. Условия были жестокие. Их выполнение означало получение новых кредитов, но без улучшения положения населения в обозримом будущем. В результате греки стали все активнее протестовать на улицах. Надежда на возможность выхода из кризиса оказалась вытесненной разочарованием.

Португальский кризис развивался в ином ключе. Прежнее правительство предупреждало о надвигающихся финансовых проблемах, подготовило жесткую экономическую программу, но ее не удалось провести через парламент: слишком сурова. Потеряв большинство, кабинет объявил досрочные выборы, зная, что проиграет их. На них действительно победила прежняя оппозиция, которая теперь будет проводить еще более суровые меры экономии, нежели предшественники. Тем не менее, новая власть имеет на это четкий мандат обреченных избирателей. В Брюсселе такой расклад понравился больше, и брюссельский подход к Лиссабону оказался мягче, чем к Афинам. В любом случае, португальские власти располагают запасом времени, чтобы закрутить финансовые гайки.

Почему я так настаиваю на социальном аспекте финансового кризиса? Потому что без социальной поддержки никакие реформы провести нельзя. В результате сейчас будущее евро в определенном смысле зависит от того, удастся ли найти консенсус в Афинах.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

Греческие власти стремятся найти любые возможности для сокращения государственных расходов, обнаруживая самые разные проявления безалаберности и злоупотреблений.
Например, министерство труда занялось проблемой получения пенсий бывшими госслужащими, которым сейчас перевалило за сто лет. Как оказалось, их насчитывается около 9 тысяч человек, что властям показалось многовато. Сейчас проходит проверка, но по предварительным данным, не меньше половины этих аксакалов – мертвые души в прямом смысле слова. Выплата пенсий давно умершим людям оборачивается прямой потерей для бюджета страны в размере 16 миллионов евро в год.
Упорядочение положения с выплатой пенсий и прекращение выдачи незаслуженных пособий позволит министерству выполнить план по экономии средств, не прибегая к сокращениям пособий и иных форм помощи тем, кто на них действительно имеет право или заслужил.
Вместе с тем, правительство пытается придумать максимально экономные формы решения конкретных социально-экономических проблем, сопровождающих нынешнюю жесткую экономию. Например, Греция столкнулась с 40-процентой безработицей среди людей в возрасте от 18 до 25 лет. Этим людям, в случае их приема на работу, предлагается выплачивать зарплату на 20% меньше, чем предусмотрено коллективным трудовым соглашением, а увольнять их можно в течение первых трех лет работы без выплаты выходного пособия. Предложение суровое. Но министр труда Лука Кацели оправдывается: «Эта мера не направлена на то, чтобы снижать стоимость рабочей силы. Мы хотим побудить предприятия создавать рабочие места для тех, кто сейчас не имеет вообще никаких заработков».
№6(56), 2011